Антикварная площадка онлайн

Самые известные картины художника Виктора Михайловича Васнецова с названиями

Самые популярные картины Васнецова
Самые дорогие картины Васнецова

Уникальные картины Виктора Васнецова на тему русского фольклора принимали отнюдь не все современники и не сразу. Обществу сложно было переключиться с распространенного в те времена реализма на сказочно-былинную тематику. Однако постепенно зрители и коллеги по цеху все более проникались идеей изображения героического наследия русского народа, а сегодня картины художника широко известны и любимы публикой. Мы разберем наиболее популярные работы знаменитого русского художника, которые видел практически каждый, и рассмотрим самые дорогие картины, проданные на международных аукционах.

Самые популярные картины Васнецова

Картина «Богатыри»

Одной из самых известных работ Виктора Васнецова является картина «Богатыри», которая многократно печаталась в школьных учебниках для воспитания патриотического духа детей, ее ткали на коврах, она висела на стенах в самых разных заведениях и многих домах. Секрет ее успеха прост, ведь художник писал ее более двадцати лет и вложил в нее весь свой талант, наблюдательность, всю душу и любовь к родине. Так как Васнецов нередко переезжал с места на место, то и огромный холст размером более четырех метров в длину тоже приходилось возить из одного города в другой. За столько лет семья художника так привыкла к картине, что уже воспринимала ее как нечто неотъемлемое.

В. Васнецов. «Богатыри». 1881-1898 гг. 295,3 × 446 см
В. Васнецов. «Богатыри». 1881-1898 гг. 295,3 × 446 см

Работа над богатырями началась с карандашного рисунка, в котором художник обозначил основные идеи. И хотя в конечном итоге картина «Богатыри» походила на этот рисунок, десятилетия ушли на подбор конкретных образов. Васнецов всматривался в лица сотен людей, изучал былины, быт русского человека, посещал конюшни, много размышлял и рисовал с натуры, чтобы в итоге создать собирательный образ русских богатырей. Для него это была не просто картина, а творческий долг показать героическую мощь русского народа. Несмотря на то, что все персонажи «Богатырей» были героями былин, они жили в разные периоды на Руси на самом деле, и благодаря Васнецову встретились на одной картине.

Такая долгая напряженная работа не прошла бесследно. Когда картину представили публике в 1898 году, зрители были глубоко поражены. Меценат Павел Третьяков долго стоял возле картины, не мог отвести от нее глаз и немедленно попросил Васнецова продать ему шедевральную работу. Именно в Третьяковской галерее сегодня и находится оригинал.

Картина «Витязь на распутье»

Работа над холстом «Витязь на распутье» также велась в русле размышлений над русскими героями. В основу сюжета Васнецов положил традиционный для русских сказок сюжет, когда герой оказывается на распутье трех дорог. Как повествовал камень на развилке, две дороги обещали счастливую жизнь, а третья — трудности или смерть. Конкретно у Васнецова поездка направо обещала женитьбу, налево — богатство, а прямо — «живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». По его словам, такую формулировку он нашел в одной из книг публичной библиотеки. Такое распутье в сказках и былинах часто использовалось для проверки силы духа героя: если он не испугается трудностей, тогда поедет прямо и обретет все сразу: и жену, и богатство. Фактически это означало преодоление своих страхов для расширения картины мира и понимания, что возможно добиться всего, что он захочет.

В. Васнецов. «Витязь на распутье». 1882 г.
В. Васнецов. «Витязь на распутье». 1882 г.

Первый вариант картины под названием «Воин в шлеме с кольчужкой» Васнецов показал публике в 1877 году, однако в 1882 году он представил на выставке окончательный и уже более драматичный вариант. В нем зритель может меньше размышлять о месте, из которого путник пришел, и больше сосредоточиться на его мрачном будущем, вместо рассматривания лица витязя погрузиться в его выбор. Даже и выбора фактически не остается, так как художник закрывает мхом те варианты, которые обещают герою счастливый исход.

В. Васнецов. «Воин в шлеме с кольчужкой». 1877 г.
В. Васнецов. «Воин в шлеме с кольчужкой». 1877 г.

Тематика витязя на распутье была актуальна и для самого художника. Пойти налево или направо для счастливой жизни ему было проще всего, так как к моменту написания картины он уже получал хорошие деньги за свои жанровые картины. Однако душа мастера не лежала к тому, чтобы писать картины на социальные темы, как это делали коллеги по цеху. Его глубоко волновал русский фольклор, но была высока вероятность того, что новое искусство не примут и не будут за него платить. И в самом деле, первые картины Васнецова на сказочную тематику общество встретило сдержано, не находя в них привычных сюжетов. Однако нашлись и те, кто искренне разделил страсть художника и высоко оценил новое направление. Позже Васнецова даже назвали Богатырем русской фольклорной живописи. А на надгробии художника использован образ из картины «Витязь на распутье».

В. Васнецов. «Воин в шлеме с кольчужкой». 1877 г.

Картина «Аленушка»

Работу «Аленушка» Васнецова называют одной из лучших картин русской живописи, именно она узнаваема не менее, чем «Богатыри» или «Витязь на распутье». Однако по достоинству картину оценили не сразу. Когда художник продемонстрировал холст на выставке, Павел Третьяков вообще обошел его вниманием, а Савва Мамонтов купил за пятьсот рублей. Возможно, меценат сделал это из-за сходства главной героини картины с его дочерью Верой (той самой, что позировала Серову для его шедевра «Девочка с персиками»).

В. Васнецов. «Аленушка». 1881 г.
В. Васнецов. «Аленушка». 1881 г.

Тем не менее, Васнецову в очередной раз удалось проделать огромную работу и создать собирательный образ осиротевшего ребенка с тяжелой судьбой. Даже первое название картины «Дурочка Аленушка» выдает в ней то, что перед нами сирота, коих называли в те времена именно так. Но мрачный пейзаж и ощущение безысходности смягчает группа ласточек над героиней, олицетворяющая надежду на светлое будущее. Как и образ богатырей, образ такой девочки долго жил в голове художника. Он присматривался ко множеству лиц и выполнил целый ряд этюдов, изображая опечаленную девочку неизменно в одной и той же позе со склоненной на колени головой. Долго шла работа и над изображением пруда, для чего художник делал многочисленные зарисовки на пленэре.

Несмотря на прохладную встречу картины публикой, Васнецов относился к ней, как к одной из самых любимых. И позже она стала такой и для нескольких поколений зрителей. Многие и сегодня любят всматриваться в образ босой девчушки, глубоко сопереживая ее печали.

Картина «Иван-царевич на Сером Волке»

Еще одного бесстрашного героя Васнецов прославляет со своего огромного полотна «Иван-царевич на Сером Волке». Эту картину многие знают еще со школьной скамьи, так как по ней нередко задают писать сочинения. Ее, как и другие упомянутые выше работы, тоже называют шедевром русской живописи. В ней мастер обращается уже не к образу богатыря, а показывает образ смелого царевича Ивана, который бесстрашно мчится через заросли мрачного леса и бережно несет Елену Прекрасную. И в этой работе Васнецов вновь использует контрасты: темный лес демонстрирует трудности, испытания, а яркие образы главных героев и цветущая яблоня говорят о надежде на благополучный исход и прекрасное будущее. Как и другие свои работы, художник писал холст только после того, как тщательно обдумывал каждый образ и пейзаж для него. Картина была представлена на выставке передвижников в 1889 году и в настоящее время находится в Москве в Третьяковской галерее.

В. Васнецов. «Иван-царевич на Сером Волке». 1889 г.
В. Васнецов. «Иван-царевич на Сером Волке». 1889 г.

Картина «Ковер-самолет»

Эта работа является одной из первых в сказочной серии картин Васнецова. Появилась на свет она благодаря тому, что меценат Савва Мамонтов заказал у художника картину для украшения кабинета. Мамонтов в те времена возглавлял правление строящейся Донецкой железной дороги и хотел украсить кабинет правления тремя картинами. Главной задачей мастера было продемонстрировать безграничные возможности людей по перемещению по земле. Причем именно меценат настоял на том, чтобы художник создал не очередную реалистичную картину, а фантастический сюжет. Так как никаких указаний относительно деталей полотна Васнецов не получил, он взял за основу сюжета такой сказочный предмет, как ковер-самолет. По его мнению, именно эта вещь выражала силу русских традиций и демонстрировала возможности по невероятному передвижению в пространстве.

В. Васнецов. «Ковер-самолет». 1880 г.
В. Васнецов. «Ковер-самолет». 1880 г.

Другие члены правления кабинета от картины в восторг не пришли и отказались вешать ее на стену, посчитав сказочный сюжет неуместным в такой рабочей обстановке. Поэтому картина оказалась в личной коллекции Саввы Мамонтова, а позже была представлена на выставке. И с этого момента о Васнецове заговорили как о мастере сказочной тематики. Хотя сказочный сюжет был непривычным для русской живописи, зритель не остался равнодушным к тому, что в каждой картине на эту тему художник демонстрировал силу русского духа и надежду на светлое будущее.

Картина «Иван Грозный»

А эта работа посвящена не сказочному герою, но по-прежнему повествует о сильных духом русских людях. В ее центре оказался первый русский царь, образ которого не оставлял Васнецова с тех пор, как он перебрался в Москву в 1878 году. Прогуливаясь по городу, художник с большим интересом изучал архитектурные памятники, представлял старую Москву и ее правителя Ивана Грозного. Фактически картина стала еще одним шедевром, на который ушли десятилетия, так как Васнецов решился показать ее публике только в 1897 году. Долгие годы ушли у него на изучение древнерусской архитектуры и атрибутики того времени, что ярко проявилось в мельчайших деталях картины.

Картина «Иван Грозный»

Больше того, художник остался неизменен своим принципам видеть в русском человеке его сильные качества и в царе-тиране он нашел их тоже. Именно при Иване Грозном территория России выросла вдвое так, что страна стала больше всей Европы. Он провел целый ряд реформ, основал Печатный двор, имел большую библиотеку и считался одним из самых образованных людей своей эпохи. Именно таким и изобразил его Васнецов. С полотна на нас смотрит умный, решительный и могущественный монарх, способный на значительные преобразования общества.

Самые дорогие картины Васнецова

Работы Виктора Васнецова периодически попадают на крупные аукционы. Рассмотрим несколько примеров наиболее дорогих уходов.

Рекордной считается работа «Богатырь» из ключевой серии картин Васнецова о русских богатырях. Как и к полотну «Богатыри», художник подошел к этой картине основательно, тщательно проработав образ смелого богатыря и сильного коня под ним. В этой работе выбран необычный ракурс снизу, позволяющий зрителю ощутить всю мощь пары всадник-конь, почувствовать решительность воина в деле защиты родины. Интересно, что общество впервые имело возможность оценить это полотно только на аукционе Christie’s в 2011 году, так как до этого момента работа нигде не выставлялась и находилась только в семье ее первого владельца. За внушительный двухметровый холст запросили 300-500 тысяч фунтов стерлингов, однако на торгах этот рубеж был превышен в несколько раз. С молотка «Богатырь» ушел за 1,1 млн фунтов, став самой дорогой картиной художника. И на начало 2021 года этот рекорд пока не побит.

В. Васнецов. «Богатырь». 1920 г.
В. Васнецов. «Богатырь». 1920 г.

Другая картина была продана на Sotheby's в 2006 году за 344 тыс. фунтов стерлингов при эстимейте 300-500 тыс. фунтов. Это картина «Вещий Олег», написанная художником в 1899 году. Васнецов нередко переписывал в большом масштабе свои книжные иллюстрации. Предполагается, что картина «Вещий Олег» как раз была одной из таких работ.

В. Васнецов. «Вещий Олег». 1899 г.
В. Васнецов. «Вещий Олег». 1899 г.

За схожую цену ушла и картина «На страже», изображающая очередного защитника русской державы. Работа была продана с аукциона Christie’s в 2013 году за 338 тыс. фунтов стерлингов при эстимейте 150-200 тысяч фунтов. В 1924 году ее представляли на Выставке русского искусства в Нью-Йорке.

В. Васнецов. «На страже». 1914 г.
В. Васнецов. «На страже». 1914 г.

Из других уходов картин Васнецова назовем такие: «Дети разоряют гнезда в лесу» (продана на Sotheby's в 2012 году за 181 тыс. фунтов стерлингов) и угольный рисунок «Кирибеевич и Алена Дмитриевна из "Песни о купце Калашникове"» (продан на Christie’s в 2011 году за 39,6 тыс. фунтов). Есть и другие работы, ушедшие с аукционов. Интересно, что среди них есть и «Портрет И.Е. Репина» — одна из немногочисленных скульптур Васнецова. Она была продана на Christie’s в 2014 году за 112 тысяч долларов.

В. Васнецов. «Кирибеевич и Алена Дмитриевна из "Песни о купце Калашникове"» 1891 г.
В. Васнецов. «Кирибеевич и Алена Дмитриевна из "Песни о купце Калашникове"» 1891 г.

Виктора Михайловича Васнецова есть множество других замечательных картин как на сказочно-былинную тематику, так и других направлений. Его глубоко-патриотичные работы и сегодня трогают сердца зрителей разного возраста и заставляют подолгу останавливаться возле его грандиозных по размерам, замыслу, сроку и мастерству исполнения картин.

Свежие записи

Переехав вместе с Ларионовым в Париж, Гончарова приняла и его художественные взгляды, что ярко отразилось на ее творчестве. Этому же способствовало и знакомство с французскими художественными веяниями

Зданевич с интересом экспериментировал в самых разных направлениях: пробовал свои силы в академизме, увлекался футуризмом, кубизмом, примитивизмом и сезаннизмом. Много размышляя на тему разных направлений и стилей, он вместе с соратниками-авангардистами пришел к идее всёчества и оркестровой живописи

Русский импрессионизм в живописи зарождался в XIX веке под влиянием французских художников-импрессионистов. Необычная техника исполнения и смещение акцента с демонстрации конкретных объектов или сюжетов на показ изменчивости мира привлекли многих именитых художников

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно