Антикварная площадка онлайн

Фарфоровый завод Батенина

История завода
Фарфор завода Батенина
Клейма завода Батенина

История завода

Под руководством Батенина

Фарфоровый завод Батенина был построен в 1811 году на Выборгской стороне Санкт-Петербурга. Создан он был Петром Девятовым (сыном купца Ф.А. Девятова), однако в 1814 году Девятов продал свой завод торговцу фарфором Филиппу Сергеевичу Батенину. Этим объясняется, что в некоторой литературе предприятие носит название не «Завод Батенина», а «Завод Девятова-Батениных». В первый же год работы завода вторым его совладельцем стал брат Филиппа Петр, чем обосновывается и еще несколько вариаций названия предприятия: «Завод братьев Батениных», «Завод Батениных».

Заведение было удобно расположено для транспортировки материалов. По воде на завод доставляли из Финляндии шпат, из Черниговской губернии везли глину, а кварц привозили их Олонецкой губернии.

Благодаря правильной организации и успешному руководству завод процветал и считался одним из значительных фарфоровых предприятий своего времени. Уже в 1817 году число работников фабрики достигло 68 человек, выпустивших за год около 30 тыс. фарфоровых изделий. Основным направлением завода было изготовление посуды, а также различных бытовых изделий.

В 1818 году Батенин открыл лавку по продаже фарфора в здании Казанского собора, расположенного в доме №25 на Невском проспекте. Чтобы известить горожан об этом событии, он подал соответствующее объявление в местную газету «С.Птб ведомости». Интересно, что это здание сохранилось почти без изменений, за исключением того, что в 1933 году обзавелось еще одним этажом.

Здание в Санкт-Петербурге по адресу: Невский проспект, 25. На нижнем этаже располагалась лавка Батенина. Фото 2004 г

Здание в Санкт-Петербурге по адресу: Невский проспект, 25. На нижнем этаже располагалась лавка Батенина. Фото 2004 г.

В 1829 году Батенин представил изделия завода на Первой Всероссийской выставке мануфактурных изделий, где более трехсот промышленников России демонстрировали около 4 тыс. экземпляров своей лучшей продукции. В результате предприятие Батенина удостоили большой золотой медали.

Переход к наследникам

В 1830 году Ф.С. Батенин скончался, оставив жену и шестерых маленьких детей. Оказавшись в отчаянном положении, вдова Агафена Григорьевна попросила Министерство финансов назначить опеку над детьми и позволить далее вести работы на фарфоровом заводе. В результате Городовой Сиротский Суд назначил опекунами завода саму вдову, купцов И. Емова и П. Куханова. С этого времени предприятие вновь поменяло название. Теперь его полное наименование звучало как «Завод наследников купца Батенина».

При наследниках дела шли вполне неплохо. Открытые ранее лавки продолжали приносить доход, благодаря чему завод успешно работал еще несколько лет. Однако в 1838 году на соседней фабрике вспыхнул пожар, уничтоживший почти все строения завода Батенина. Продукцию распродавали и после пожара вплоть до 1839 года, но вновь наладить производство не удалось. Некоторые мастера разрушенного предприятия в дальнейшем перешли на фарфоровый завод братьев Корниловых.

Фарфор завода Батенина

Фарфоровые изделия, созданные на заводе Батенина, относят к наиболее узнаваемым предметам частных фарфоровых заводов, а само предприятие считается самым значительным среди аналогичных заводов Санкт-Петербурга того периода.

Занимаясь фарфоровым производством, купец Филипп Батенин сделал ставку на потребителей среднего класса. В то время как дорогостоящий фарфор Императорского фарфорового завода был многим не по карману, недорогие изделия завода Батенина, внешне схожие с дорогим фарфором, пользовались большим спросом. Чтобы удешевить продукцию, во время работ использовали дешевый глянцгольд (так называемое «жидкое золото»). Еще одним способом экономии была имитация типа росписи. Вместо весьма трудоемкой цировки применяли более дешевый способ нанесения узора на золото кистью. Минусом такой имитации было то, что позолота быстро стиралась с изделий.

Чайник и сливочник из чайного сервиза. Завод Батенина. 1814-1832 гг. Коллекция Рыбинского музея-заповедника

Чайник и сливочник из чайного
сервиза. Завод Батенина.
1814-1832 гг. Коллекция
Рыбинского музея-заповедника.

Простые изделия

На заводе производили как парадные изделия, так и простой фарфор для повседневного использования. Если первые из них быстро разошлись по частным коллекциям, то вторым уделяли куда меньше внимания, из-за чего они сохранились в небольшом количестве. В основном это белые чашки и тарелки, для росписи которых применяли кобальт. Несмотря на то, что на повседневном фарфоре Батенина нет сверхсложных миниатюр по картинам знаменитых авторов, коллекционеры проявляют достаточный интерес к этой белой посуде с простым рисунком.

Молочник с синими цветами. 1820-е гг. Собрание ГРМ

Молочник с синими цветами. 1820-е гг. Собрание ГРМ.

Подарочные работы

Подарочные изделия расписывали со всей тщательностью. Особенно популярны были чашки, подарочные кружки, сервизы на небольшое количество персон. На таких изделиях часто изображали сцены известных событий, сюжеты на мифологическую тему, портреты Александра. Нередко за основу сюжета для росписи брали виды Санкт-Петербурга, что добавляло патриотичности изделиям.

Чайная пара. «Виды Санкт-Петербурга». Завод Батенина

Чайная пара.
«Виды Санкт-Петербурга».
Завод Батенина.

Чашки изготовляли разной формы, но чаще всего их делали цилиндрическими с большими ручками. Такая ручка украшалась рельефным декором в виде розетки, листьев и иных элементов.

Чайная пара с цветочным орнаментом. Завод Батенина. 1820-е.

Чайная пара
с цветочным орнаментом.
Завод Батенина. 1820-е.

Кроме цилиндрической применялись и другие формы чашек. Их могли изготавливать в виде конусов или делать яйцевидными, что было характерно для ряда российских заводов этого периода, например, для Императорского фарфорового завода. При этом подарочные изделия зачастую были вызолочены изнутри и снаружи.

Чайная пара. Завод Батенина. 1830-е.

Чайная пара. Завод Батенина. 1830-е.

Вазы

Особой популярностью пользовались вазы. Можно сказать, что они были своеобразной визиткой, по которой узнавалась продукция завода. Благодаря изящным подарочным вазам, которые расписывались с большим мастерством, фарфор Батенина приобрел достаточную известность.

Вазы делали самыми разными по размеру. Наиболее миниатюрные произведения представляют собой маленькие вазы высотой всего 13-14 сантиметров, в то время как крупные вазы могли достигать в высоту одного метра. Отличались вазы также по форме и способу изготовления. Вазы для цветов часто собирали из нескольких частей, которые в дальнейшем соединяли вместе с помощью крепежных деталей. Амфорные вазы обычно были литыми. Внешне они представляли собой сосуды яйцеобразной формы.

Амфорная ваза с изображением Каменноостровского дворца. 1830-е. Собрание ГРМ

Амфорная ваза с изображением Каменноостровского дворца. 1830-е. Собрание ГРМ.

Особое внимание уделяли ручкам изделия. Они могли начинаться не только на плечиках вазы, но и в нижней части ее тулова. Ручки обязательно украшали рельефными элементами: розетками, лепестками, объемными узорами, головками лебедей.

Ваза с изображением битвы. 1830-е. Собрание ГРМ

Ваза с изображением битвы. 1830-е. Собрание ГРМ.

Для батенинских парадных ваз характерно представление сюжетов городской жизни, изображение видов Москвы и Санкт-Петербурга, которые помещали в резервы прямоугольной формы. К 1830-м годам эта тематика была на пике популярности, однако многие русские фарфоровые заводы работали в этой теме на слишком низком уровне. Они изображали здания довольно условно, не делали на миниатюрах теней, не могли создать оттенки на отдельных элементах здания, людей тоже изображали весьма условно. Однако это не относится к работам Батенина, которые по своему качеству в этом вопросе были близки к продукции Императорского фарфорового завода.

В качестве сюжетов для своих работ живописцы завода Батенина брали графические оригиналы художников. Так, при создании одной из ваз с видом на Московский Кремль взята картина Федора Алексеева, который по праву считается создателем в русской живописи такого жанра, как городской пейзаж. Воссоздавая его картину на фарфоровом изделии, живописец завода добавил в нее несколько собственных акцентов, представив картину в новом свете. Интересно, что на миниатюре одной из батенинских ваз, посвященной видам Санкт-Петербурга, изображено место возле Казанского собора на Невском проспекте, где Батенин открыл свою торговую лавку.

Ваза с изображением Московского Кремля. Завод Батенина. Около 1830

Ваза с изображением Московского Кремля. Завод Батенина. Около 1830.

Сервизы

Наиболее популярными были так называемые сервизы tet-a-tet, которые также делались вызолоченными изнутри и снаружи. На самых первых сервизах завода можно встретить объемные пояски жемчужника, напоминающие ряды бус. Сервизы делали на те же тематики, что и обычные чашки, тарелки, кружки и другие изделия. Это могли быть такие популярные темы, как сюжеты из жизни людей, изображения фруктов, цветов, игральных карт или городских пейзажей.

Чайный сервиз с изображением игральных карт. 1820-1832 гг.

Чайный сервиз с изображением игральных карт. 1820-1832 гг.

Излюбленной темой того времени были цветочные композиции. Не обошли они стороной и мастеров завода Батенина. На их изделиях можно встретить самые разные вариации на тему цветов: цветочные бордюры, цветочные узоры, целые букеты роскошных цветов или дополнение основных сюжетов отдельными цветками и цветочными линиями. Вероятно, это связано с тем, что цветы очень органично смотрятся практически с любым сюжетом и открывают бесконечные возможности для творчества.

Чашка с блюдцем с изображением роз. 1820-1832 гг.

Чашка с блюдцем с изображением роз. 1820-1832 гг.

Сервиз с незабудками. 1820-1830-е. Собрание ГРМ

Сервиз с незабудками. 1820-1830-е. Собрание ГРМ.

Клейма завода Батенина

Можно выделить два больших периода, в течение которых продукция завода Батенина маркировалась по-разному. Первый из них начинается с момента основания предприятия в 1814 г. и завершается в 1832 г. Второй период относится ко времени правления заводом наследниками купца Батенина. Длился он вплоть до закрытия завода в 1838 г.

Простановка клейм на фарфоровых изделиях в годы существования завода была обязательной, так как этого требовали отданные властями распоряжения. Так, распоряжение Сената от 1799 г. требовало, чтобы на всех производимых в стране фабриках «налагаемы были клейма». В 1815 году Сенат выпустил еще один указ о том, что все клейма должны быть четкими, точно обозначающими их автора. В противном случае товар могли конфисковать. Сами же клейма полагалось писать русскими буквами с обозначением имени производителя и места, где он находится.

1814-1832

Во время работы завода при купце Батенине в клеймах прописывали сокращенные буквы от названия завода или самого купца. Отсюда появилось несколько маркировок, которые выполняли в тесте. Наиболее распространенной считается маркировка «С.З.К.Б.», обозначающая Санкт-Петербургский завод купца Батенина. Такой же вариант встречается и в глубоко оттиснутой прямоугольной рамке. Иногда вместо слова «завод» употребляли «фабрика», поэтому клеймо выглядело как «С.Ф.К.Б». Букву «Ф» могли ставить и не внутри, а сверху, располагая ее перпендикулярно обозначению «С.П.К.Б.».

Реже на изделиях предприятия встречаются клейма с обозначением буквы «Б», а наиболее редким считается сокращение «С.Б.».

batenin-13.JPG 

1832-1838

Поскольку после смерти купца завод перешел к его наследникам, в клейме появилось две строки. В верхней из них ставили название города, а второй указывали на наличие наследников, то есть маркировка «С.П.Б: /НАСЛ:БАТЕН:» обозначает город Санкт-Петербург и наследников Батенина. Те же самые сокращения могли ставить и с переменой строк: «НАСЛ: БАТЕН:/С.П.Б.». Характерной чертой этого клейма является расположение обеих строк по дуге.

batenin-14.JPG

batenin-15.jpg

Особенности батенинских клейм

  • В клеймах завода Батенина использовали точку и двоеточие, однако какие-то из них могли отсутствовать, что было связано с погрешностями печатки и дальнейшего обжига.
  • Для некоторых клейм характерно наличие прямоугольной рамки. Это объясняется тем, что при тиснении в массе мастера иногда слишком сильно нажимали на прямоугольный штемпель.
  • В некоторых случаях можно встретить на одном изделии сразу два одинаковых клейма. Иногда имеет место наложение первой марки поверх второй (вероятно, первый оттиск получался слишком слабым, а второй не удавалось идеально совместить с первым), а также зеркальный вариант, когда к обычному клейму рядом добавляли перевернутое.
  • Чаще всего клеймо располагали на дне фарфорового изделия или на его ножке. Надпись делали по прямой линии или по дуге.

В некоторых случаях разглядеть клеймо завода Батенина можно только на свету, причем следует медленно направлять источник света под разными углами к изделию, пока не появится едва заметная марка.

Свежие записи

Многие фигурки Karl ENS копировались другими производителями, но настоящие фирменные вещицы всегда можно отличить даже без клейма. Для статуэток людей никогда не использовались слишком яркие, броские тона, цвета всегда гармоничные, мягкие

Промышленник Миклашевский сделал очень правильный ход, поставив во главе завода искусного управляющего и сразу же занявшись коммерческой стороной дела. Пока заграничные мастера обучали местных работников хитростям западного искусства, сам Миклашевский активно распространял свою продукцию на выставках, продавал через свои лавки, купцов

Фарфоровый пласт представляет собой ровную фарфоровую пластину (дощечку, плашку) с живописным изображением. Из-за своей формы он идеально подходит для вставки в рамку, то есть используется как картина или в качестве настенного панно, а также для декорирования столиков, вазонов, шкатулок и иных предметов

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно