Антикварная площадка онлайн

История фабрики Петра Павловича Милюкова

Часто прекрасные творения живут дольше их создателей. И если о жизни писателей, художников, скульпторов остается немало свидетельств, то жизнь ювелиров чаще остается неизвестной. Судьбы и деятельность тех, чьи производства были крупнейшими, кто поставлял свои творения к российскому и европейским императорским дворам, скрупулезно исследуют искусствоведы и историки. О большинстве владельцев ювелирных предприятий не найдется более пяти строк их жизнеописания, а выпущенные ими предметы восхищают красотой по сей день.

О фабрике Петра Павловича Милюкова и самом владельце известно лишь то, что работало производство серебряных изделий в Москве с 1877 г. по 1912 г и находилось в собственном доме фабриканта. Закрылось оно, по-видимому, из-за кончины Петра Павловича. Это была не особо крупная компания, занимавшаяся преимущественно производством столовых приборов и посуды. По данным за 1897 г. изделий выпущено было на 8 000 рублей, в производстве занято 18 рабочих, кроме них работало 15 подростков, возможно учеников или, нанятых по причине более низкой оплаты.

Изделия фабрики Милюкова

В галерее Лермонтов порой выставляются для продажи редкой красоты и сохранности предметы фабрики Милюкова, изделия которой создавались в русском и смешанных стилях, выраженном, в основном, тематическими сюжетами, формой и техникой: эмаль, чернь, гравировка на серебре. Многие вещи отличаются великолепными миниатюрами в технике живописной эмали, а также инкрустацией полудрагоценными камнями. Теперь никогда не узнать, кем был тот мастер, что создавал бесподобные крохотные картинки тончайшей росписи. Как и все московские серебряные производства, фабрика изготавливала культовые православные предметы, в том числе иконы. Отличающиеся роскошным оформлением, некоторые образцы находятся в Третьяковской галерее и Оружейной Палате. Большая часть произведений остается в частных коллекциях, а красивейшие экземпляры выставляются на торги, в основном, на европейских и американских аукционах.

obrazec1-milukov.pngobrazec2-milukov.jpg

Эти пара окладов для икон Казанской Божьей Матери и святого Николая предположительно изготовлены фабрикой Милюкова. Серебро, золочение, перегородчатая эмаль, штамповка, теснение, чеканка 1896 г. Жемчуг и бисер находятся на самих иконах и к окладу не относятся. Обе работы были выполнены, очевидно, для одного заказчика.

Дорожный кофейный набор: чашка, блюдце, ложечка, емкость для масла, 1882-1899 гг.
Дорожный кофейный набор:
чашка, блюдце, ложечка,
емкость для масла,
1882-1899 гг.
Серебро, гравировка,
резьба, чернение.
Рисунок выполнен в стиле
модерн, а ушко
чашки и резной ободок
масленки в русском.

Кофейный серебряный с позолотой стилизованный сервиз стиле 1890 г
Кофейный серебряный с позолотой стилизованный сервиз стиле 1890 г., богато украшен перегородчатой и живописной эмалью. Ручки чашек исполнены в русском стиле, Кофейник и эмалевый орнамент напоминают восточные мотивы.

Серебряный с позолотой внутри сосудов набор для пунша, приблизительно 1890 г.
Серебряный с позолотой внутри
сосудов набор для пунша,
приблизительно 1890 г. 

Форма ковша и ручек у чарок выполнены в русском, сюжет гравировки из весенних цветов, листьев, птиц, завитков и раковин в классическом стиле.


Серебряный поднос в элементами русского стиля (ручки, орнамент по краю изделия) 1882-1899 гг.
Серебряный поднос в элементами русского стиля (ручки, орнамент по краю изделия) 1882-1899 гг.

podnos1.pngpodnos2.pngpodnos3.png

Серебряный кофейник с костяными прокладками на ручке в русском стиле
Серебряный кофейник с костяными прокладками на ручке в русском стиле, богато украшен традиционными орнаментами в технике чернения, с одной стороны изделия миниатюра конной тройки, с другой — изображение памятника Минину и Пожарскому.

Серебряные золоченые подарочные ложки с чернением в русском стиле
Серебряные золоченые подарочные
ложки с чернением в русском стиле. Предположительно 1881 г. На тыльной стороне одной изображен храм Христа Спасителя, на другой — рисунок кремлевской Спасской башни.

Серебряные золоченые подарочные ложки, Начало XX века. Живописная и перегородчатая эмальlozhki-xx-vek2.png
Серебряные золоченые подарочные
ложки, Начало XX века. Живописная
и перегородчатая эмаль.

Серебряный с золочением подстаканник в русском стиле, девяностые годы XIX в. Перегородчатая эмаль
Серебряный с золочением подстаканник
в русском стиле, девяностые годы XIX в. Перегородчатая эмаль.

Серебряный с золочением и чернением, покрытый тонким слоем красной эмали подстаканник. 1890 г.
Серебряный с золочением и чернением, покрытый тонким слоем красной эмали подстаканник. 1890 г. На передней части предмета миниатюра изображения зимней тройки.

podstakannik-milukov3.pngpodstakannik-milukov4.png

Серебряные подстаканники в русском и классическом стилях. штамповка, литье, чернение гравировка
Серебряные подстаканники в русском
и классическом стилях. штамповка,
литье, чернение гравировка.

Клейма фабрики

Чаще можно встретить на изделиях фабрики клеймо «ПМИЛЮКОВ» без пропусков и точек. Клеймо «П.М» с формой пробирного клейма, начиная с 1880 г. позволяет достаточно точно установить принадлежность предмета предприятию Милюкова. Клеймо «ПМ» затрудняет определение принадлежности изделия к этому производству, особенно до 1880 г. (видоизменение пробирного клейма). Некоторые мастера имели именные клейма с такими инициалами (пример — Милюс Петр). Сузить круг владельцев такого оттиска поможет клеймо города. Более точное определение, и то не всегда, может дать лишь опытный антиквар, имеющий образцы короткого, без точек оттиска Милюкова, и знающий особенности его работ.

kleyma-milukov.jpgkleyma-milukov2.jpg

Свежие записи

История одной из выдающихся фирм дореволюционной России по производству ювелирных и золото-серебряных изделий Федора Антоновича Лорие начинается с 1871 года. Согласно сохранившимся документам в 1910 году на фабрике работало двадцать два рабочих, а годовой оборот составлял двадцать пять тысяч рублей

Еще в древности было замечено, что от состава серебряного сплава зависят не только его качества, но и внешний вид. Так появились различные виды сплавов, а также разные способы обработки готовых изделий, которые пользуются большой популярностью при производстве серебряной продукции

Вслед за наименьшей в России 800-й пробой, сопровождающейся обязательным клеймом на продукции, идет 830-я проба серебра. Она относится к числу низших проб, однако это нисколько не уменьшает популярность выпущенных из нее изделий

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно