Часто прекрасные творения живут дольше их создателей. И если о жизни писателей, художников, скульпторов остается немало свидетельств, то жизнь ювелиров чаще остается неизвестной. Судьбы и деятельность тех, чьи производства были крупнейшими, кто поставлял свои творения к российскому и европейским императорским дворам, скрупулезно исследуют искусствоведы и историки. О большинстве владельцев ювелирных предприятий не найдется более пяти строк их жизнеописания, а выпущенные ими предметы восхищают красотой по сей день.
О фабрике Петра Павловича Милюкова и самом владельце известно лишь то, что работало производство серебряных изделий в Москве с 1877 г. по 1912 г и находилось в собственном доме фабриканта. Закрылось оно, по-видимому, из-за кончины Петра Павловича. Это была не особо крупная компания, занимавшаяся преимущественно производством столовых приборов и посуды. По данным за 1897 г. изделий выпущено было на 8 000 рублей, в производстве занято 18 рабочих, кроме них работало 15 подростков, возможно учеников или, нанятых по причине более низкой оплаты.
Изделия фабрики Милюкова
В галерее Лермонтов порой выставляются для продажи редкой красоты и сохранности предметы фабрики Милюкова, изделия которой создавались в русском и смешанных стилях, выраженном, в основном, тематическими сюжетами, формой и техникой: эмаль, чернь, гравировка на серебре. Многие вещи отличаются великолепными миниатюрами в технике живописной эмали, а также инкрустацией полудрагоценными камнями. Теперь никогда не узнать, кем был тот мастер, что создавал бесподобные крохотные картинки тончайшей росписи. Как и все московские серебряные производства, фабрика изготавливала культовые православные предметы, в том числе иконы. Отличающиеся роскошным оформлением, некоторые образцы находятся в Третьяковской галерее и Оружейной Палате. Большая часть произведений остается в частных коллекциях, а красивейшие экземпляры выставляются на торги, в основном, на европейских и американских аукционах.
Эти пара окладов для икон Казанской Божьей Матери и святого Николая предположительно изготовлены фабрикой Милюкова. Серебро, золочение, перегородчатая эмаль, штамповка, теснение, чеканка 1896 г. Жемчуг и бисер находятся на самих иконах и к окладу не относятся. Обе работы были выполнены, очевидно, для одного заказчика.
Форма ковша и ручек у чарок выполнены в русском, сюжет гравировки из весенних цветов, листьев, птиц, завитков и раковин в классическом стиле.
Клейма фабрики
Чаще можно встретить на изделиях фабрики клеймо «ПМИЛЮКОВ» без пропусков и точек. Клеймо «П.М» с формой пробирного клейма, начиная с 1880 г. позволяет достаточно точно установить принадлежность предмета предприятию Милюкова. Клеймо «ПМ» затрудняет определение принадлежности изделия к этому производству, особенно до 1880 г. (видоизменение пробирного клейма). Некоторые мастера имели именные клейма с такими инициалами (пример — Милюс Петр). Сузить круг владельцев такого оттиска поможет клеймо города. Более точное определение, и то не всегда, может дать лишь опытный антиквар, имеющий образцы короткого, без точек оттиска Милюкова, и знающий особенности его работ.