Антикварная площадка онлайн

История фабрики Петра Павловича Милюкова

Часто прекрасные творения живут дольше их создателей. И если о жизни писателей, художников, скульпторов остается немало свидетельств, то жизнь ювелиров чаще остается неизвестной. Судьбы и деятельность тех, чьи производства были крупнейшими, кто поставлял свои творения к российскому и европейским императорским дворам, скрупулезно исследуют искусствоведы и историки. О большинстве владельцев ювелирных предприятий не найдется более пяти строк их жизнеописания, а выпущенные ими предметы восхищают красотой по сей день.

О фабрике Петра Павловича Милюкова и самом владельце известно лишь то, что работало производство серебряных изделий в Москве с 1877 г. по 1912 г и находилось в собственном доме фабриканта. Закрылось оно, по-видимому, из-за кончины Петра Павловича. Это была не особо крупная компания, занимавшаяся преимущественно производством столовых приборов и посуды. По данным за 1897 г. изделий выпущено было на 8 000 рублей, в производстве занято 18 рабочих, кроме них работало 15 подростков, возможно учеников или, нанятых по причине более низкой оплаты.

Изделия фабрики Милюкова

В галерее Лермонтов порой выставляются для продажи редкой красоты и сохранности предметы фабрики Милюкова, изделия которой создавались в русском и смешанных стилях, выраженном, в основном, тематическими сюжетами, формой и техникой: эмаль, чернь, гравировка на серебре. Многие вещи отличаются великолепными миниатюрами в технике живописной эмали, а также инкрустацией полудрагоценными камнями. Теперь никогда не узнать, кем был тот мастер, что создавал бесподобные крохотные картинки тончайшей росписи. Как и все московские серебряные производства, фабрика изготавливала культовые православные предметы, в том числе иконы. Отличающиеся роскошным оформлением, некоторые образцы находятся в Третьяковской галерее и Оружейной Палате. Большая часть произведений остается в частных коллекциях, а красивейшие экземпляры выставляются на торги, в основном, на европейских и американских аукционах.

obrazec1-milukov.pngobrazec2-milukov.jpg

Эти пара окладов для икон Казанской Божьей Матери и святого Николая предположительно изготовлены фабрикой Милюкова. Серебро, золочение, перегородчатая эмаль, штамповка, теснение, чеканка 1896 г. Жемчуг и бисер находятся на самих иконах и к окладу не относятся. Обе работы были выполнены, очевидно, для одного заказчика.

Дорожный кофейный набор: чашка, блюдце, ложечка, емкость для масла, 1882-1899 гг.
Дорожный кофейный набор:
чашка, блюдце, ложечка,
емкость для масла,
1882-1899 гг.
Серебро, гравировка,
резьба, чернение.
Рисунок выполнен в стиле
модерн, а ушко
чашки и резной ободок
масленки в русском.

Кофейный серебряный с позолотой стилизованный сервиз стиле 1890 г
Кофейный серебряный с позолотой стилизованный сервиз стиле 1890 г., богато украшен перегородчатой и живописной эмалью. Ручки чашек исполнены в русском стиле, Кофейник и эмалевый орнамент напоминают восточные мотивы.

Серебряный с позолотой внутри сосудов набор для пунша, приблизительно 1890 г.
Серебряный с позолотой внутри
сосудов набор для пунша,
приблизительно 1890 г. 

Форма ковша и ручек у чарок выполнены в русском, сюжет гравировки из весенних цветов, листьев, птиц, завитков и раковин в классическом стиле.


Серебряный поднос в элементами русского стиля (ручки, орнамент по краю изделия) 1882-1899 гг.
Серебряный поднос в элементами русского стиля (ручки, орнамент по краю изделия) 1882-1899 гг.

podnos1.pngpodnos2.pngpodnos3.png

Серебряный кофейник с костяными прокладками на ручке в русском стиле
Серебряный кофейник с костяными прокладками на ручке в русском стиле, богато украшен традиционными орнаментами в технике чернения, с одной стороны изделия миниатюра конной тройки, с другой — изображение памятника Минину и Пожарскому.

Серебряные золоченые подарочные ложки с чернением в русском стиле
Серебряные золоченые подарочные
ложки с чернением в русском стиле. Предположительно 1881 г. На тыльной стороне одной изображен храм Христа Спасителя, на другой — рисунок кремлевской Спасской башни.

Серебряные золоченые подарочные ложки, Начало XX века. Живописная и перегородчатая эмальlozhki-xx-vek2.png
Серебряные золоченые подарочные
ложки, Начало XX века. Живописная
и перегородчатая эмаль.

Серебряный с золочением подстаканник в русском стиле, девяностые годы XIX в. Перегородчатая эмаль
Серебряный с золочением подстаканник
в русском стиле, девяностые годы XIX в. Перегородчатая эмаль.

Серебряный с золочением и чернением, покрытый тонким слоем красной эмали подстаканник. 1890 г.
Серебряный с золочением и чернением, покрытый тонким слоем красной эмали подстаканник. 1890 г. На передней части предмета миниатюра изображения зимней тройки.

podstakannik-milukov3.pngpodstakannik-milukov4.png

Серебряные подстаканники в русском и классическом стилях. штамповка, литье, чернение гравировка
Серебряные подстаканники в русском
и классическом стилях. штамповка,
литье, чернение гравировка.

Клейма фабрики

Чаще можно встретить на изделиях фабрики клеймо «ПМИЛЮКОВ» без пропусков и точек. Клеймо «П.М» с формой пробирного клейма, начиная с 1880 г. позволяет достаточно точно установить принадлежность предмета предприятию Милюкова. Клеймо «ПМ» затрудняет определение принадлежности изделия к этому производству, особенно до 1880 г. (видоизменение пробирного клейма). Некоторые мастера имели именные клейма с такими инициалами (пример — Милюс Петр). Сузить круг владельцев такого оттиска поможет клеймо города. Более точное определение, и то не всегда, может дать лишь опытный антиквар, имеющий образцы короткого, без точек оттиска Милюкова, и знающий особенности его работ.

kleyma-milukov.jpgkleyma-milukov2.jpg

Свежие записи

Как отечественные, так и зарубежные антикварные заведения, к сожалению, в наше время способны предложить немного предметов, проданных некогда русской фирмой Джеймса Стюарта Шанкса (1826–1911)

Искусство с древнейших времен до наших дней является зеркалом, в котором отражается история развития человечества. Каждый народ в отдельные периоды налагает отпечаток на особенности культуры, быта, искусства не только на территории своего государства, но и за его пределами

Серебряный сплав 916-й пробы не входит в число стандартных современных проб, однако ранее он был достаточно популярен. Из него создавали посуду, украшения, ритуальные предметы и иные изделия в СССР, Финляндии, Испании, Португалии и ряде других стран

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно