Часто прекрасные творения живут дольше их создателей. И если о жизни писателей, художников, скульпторов остается немало свидетельств, то жизнь ювелиров чаще остается неизвестной. Судьбы и деятельность тех, чьи производства были крупнейшими, кто поставлял свои творения к российскому и европейским императорским дворам, скрупулезно исследуют искусствоведы и историки. О большинстве владельцев ювелирных предприятий не найдется более пяти строк их жизнеописания, а выпущенные ими предметы восхищают красотой по сей день.
О фабрике Петра Павловича Милюкова и самом владельце известно лишь то, что работало производство серебряных изделий в Москве с 1877 г. по 1912 г и находилось в собственном доме фабриканта. Закрылось оно, по-видимому, из-за кончины Петра Павловича. Это была не особо крупная компания, занимавшаяся преимущественно производством столовых приборов и посуды. По данным за 1897 г. изделий выпущено было на 8 000 рублей, в производстве занято 18 рабочих, кроме них работало 15 подростков, возможно учеников или, нанятых по причине более низкой оплаты.
Изделия фабрики Милюкова
В галерее Лермонтов порой выставляются для продажи редкой красоты и сохранности предметы фабрики Милюкова, изделия которой создавались в русском и смешанных стилях, выраженном, в основном, тематическими сюжетами, формой и техникой: эмаль, чернь, гравировка на серебре. Многие вещи отличаются великолепными миниатюрами в технике живописной эмали, а также инкрустацией полудрагоценными камнями. Теперь никогда не узнать, кем был тот мастер, что создавал бесподобные крохотные картинки тончайшей росписи. Как и все московские серебряные производства, фабрика изготавливала культовые православные предметы, в том числе иконы. Отличающиеся роскошным оформлением, некоторые образцы находятся в Третьяковской галерее и Оружейной Палате. Большая часть произведений остается в частных коллекциях, а красивейшие экземпляры выставляются на торги, в основном, на европейских и американских аукционах.
![obrazec1-milukov.png obrazec1-milukov.png](/upload/medialibrary/3dd/3ddd2c335815795de2eae29daf6b686c.png)
![obrazec2-milukov.jpg obrazec2-milukov.jpg](/upload/medialibrary/d01/d0124901db18d761f226f68c0502e348.jpg)
Эти пара окладов для икон Казанской Божьей Матери и святого Николая предположительно изготовлены фабрикой Милюкова. Серебро, золочение, перегородчатая эмаль, штамповка, теснение, чеканка 1896 г. Жемчуг и бисер находятся на самих иконах и к окладу не относятся. Обе работы были выполнены, очевидно, для одного заказчика.
![Дорожный кофейный набор: чашка, блюдце, ложечка, емкость для масла, 1882-1899 гг. Дорожный кофейный набор: чашка, блюдце, ложечка, емкость для масла, 1882-1899 гг.](/upload/medialibrary/91f/91f2c17884b00e41bd7f8c6e3f48b496.png)
чашка, блюдце, ложечка,
емкость для масла,
1882-1899 гг.
Серебро, гравировка,
резьба, чернение.
Рисунок выполнен в стиле
модерн, а ушко
чашки и резной ободок
масленки в русском.
![Кофейный серебряный с позолотой стилизованный сервиз стиле 1890 г Кофейный серебряный с позолотой стилизованный сервиз стиле 1890 г](/upload/medialibrary/197/197225bf0f680eea994fd49ed550498c.jpg)
![Серебряный с позолотой внутри сосудов набор для пунша, приблизительно 1890 г. Серебряный с позолотой внутри сосудов набор для пунша, приблизительно 1890 г.](/upload/medialibrary/478/4788ad1797cbbc05e86dd9c686252042.png)
сосудов набор для пунша,
приблизительно 1890 г.
Форма ковша и ручек у чарок выполнены в русском, сюжет гравировки из весенних цветов, листьев, птиц, завитков и раковин в классическом стиле.
![Серебряный поднос в элементами русского стиля (ручки, орнамент по краю изделия) 1882-1899 гг. Серебряный поднос в элементами русского стиля (ручки, орнамент по краю изделия) 1882-1899 гг.](/upload/medialibrary/b2d/b2d64594411707fce414a297178c7839.jpg)
![podnos1.png podnos1.png](/upload/medialibrary/329/3298cdc7fc9a52b9a9c27805d76cc359.png)
![podnos2.png podnos2.png](/upload/medialibrary/429/429e1ab8768fec5e9d183f6761b09e53.png)
![podnos3.png podnos3.png](/upload/medialibrary/67e/67ef122abbc7bdca51f1ebb5edb2137a.png)
![Серебряный кофейник с костяными прокладками на ручке в русском стиле Серебряный кофейник с костяными прокладками на ручке в русском стиле](/upload/medialibrary/685/685fd0d1cadda2c99f5267ba1f8a42de.png)
![Серебряные золоченые подарочные ложки с чернением в русском стиле Серебряные золоченые подарочные ложки с чернением в русском стиле](/upload/medialibrary/785/785f4de83242cb07e14f9e0594d5756e.jpg)
ложки с чернением в русском стиле. Предположительно 1881 г. На тыльной стороне одной изображен храм Христа Спасителя, на другой — рисунок кремлевской Спасской башни.
![Серебряные золоченые подарочные <br>ложки, Начало XX века. Живописная и перегородчатая эмаль Серебряные золоченые подарочные ложки, Начало XX века. Живописная и перегородчатая эмаль](/upload/medialibrary/7be/7be3fa5112751ff170831357b51c1c59.png)
![lozhki-xx-vek2.png lozhki-xx-vek2.png](/upload/medialibrary/fc1/fc10879b8922f9cf7121b182405e741b.png)
ложки, Начало XX века. Живописная
и перегородчатая эмаль.
![Серебряный с золочением подстаканник в русском стиле, девяностые годы XIX в. Перегородчатая эмаль Серебряный с золочением подстаканник в русском стиле, девяностые годы XIX в. Перегородчатая эмаль](/upload/medialibrary/8e7/8e7b32f4a6b8a4502d8bc702bf5bc455.png)
в русском стиле, девяностые годы XIX в. Перегородчатая эмаль.
![Серебряный с золочением и чернением, покрытый тонким слоем красной эмали подстаканник. 1890 г. Серебряный с золочением и чернением, покрытый тонким слоем красной эмали подстаканник. 1890 г.](/upload/medialibrary/e96/e961c27ea23575ba1bab9492e5cc8963.png)
![podstakannik-milukov3.png podstakannik-milukov3.png](/upload/medialibrary/d2c/d2c47e873f7280e6b9f7b01406bc72b0.png)
![podstakannik-milukov4.png podstakannik-milukov4.png](/upload/medialibrary/acc/accf404ff1b33b532792e486189a954a.png)
![Серебряные подстаканники в русском и классическом стилях. штамповка, литье, чернение гравировка Серебряные подстаканники в русском и классическом стилях. штамповка, литье, чернение гравировка](/upload/medialibrary/069/069ac11a6b900d3c78525f79cdd7493b.png)
и классическом стилях. штамповка,
литье, чернение гравировка.
Клейма фабрики
Чаще можно встретить на изделиях фабрики клеймо «ПМИЛЮКОВ» без пропусков и точек. Клеймо «П.М» с формой пробирного клейма, начиная с 1880 г. позволяет достаточно точно установить принадлежность предмета предприятию Милюкова. Клеймо «ПМ» затрудняет определение принадлежности изделия к этому производству, особенно до 1880 г. (видоизменение пробирного клейма). Некоторые мастера имели именные клейма с такими инициалами (пример — Милюс Петр). Сузить круг владельцев такого оттиска поможет клеймо города. Более точное определение, и то не всегда, может дать лишь опытный антиквар, имеющий образцы короткого, без точек оттиска Милюкова, и знающий особенности его работ.