Антикварная площадка онлайн

Фабрика И. П. Хлебникова, 1871-1917 гг

Немало сведений сохранилось о ювелирных шедеврах предприятия Ивана Петровича Хлебникова. Но совсем немногое известно о личности фабриканта и его жизни, особенно до момента основания фабрики. Будущий фабрикант родился в 1819 г. Отец его Петр Хлебников купеческое свидетельство получил в 1832 г. и, возможно, имел свое ювелирное производство. Где и какое образование получил молодой Иван не известно, он с юных лет, вероятно, работал в организации своего отца, затем продолжил его дело, поскольку Иван Петрович, в сохранившихся документах, упомянут купцом 1-й гильдии, торгующим серебряными, золотыми и бриллиантами вещами в Серебряном ряду Городской части.

Ивану Петровичу исполнилось 52 года, когда он открыл в 1871 г. московскую фабрику изделий золотых, серебряных, бриллиантовых "в Яузской части, в доме Нарышкина". Главное здание и поныне стоит на углу Яузской улицы и переулка Рюмина, по которому тянутся бывшие фабричные корпуса. Иван Петрович, около 40 лет занимающийся торговлей драгоценными произведениями, приобрел отменные технические знания во многих направлениях ювелирного искусства.

Известность и успех Хлебникова возрастали невероятно стремительно. Год спустя после открытия, организация официально стала поставлять ко двору Великого князя Константина Николаевича, брата императора Александра II, драгоценности. Впредь, деятельность фабриканта и его предприятия будет хорошо прослеживаться.

Спустя еще год изделия Хлебникова высоко оценила Европа. В 1873 г. ювелир получил две медали на Всемирной выставке в Вене, показав богатую коллекцию предметов, выполненных в русских творческих традициях. Эмалевая и чеканная работы были неимоверно искусными. Особенное внимание привлек складень сложной и прекрасной работы, створки которого были выполнены цветными перегородчатыми эмалями.

Магазины фабриканта находились в лучших торговых местах: в Серебряном ряду, на Кузнецком мосту, Ильинской улице в Москве, на Невском проспекте в Петербурге и в Нижнегородске на главной ярмарочной линии. На предприятии работало около ста рабочих. Были открыты скульптурная и рисовальная школы.

К 1877 г. предприятие становится поставщиком Нидерландского, Датского, Черногорского, Сербского княжеских и королевских дворов, а также двора Великого князя Владимира Александровича, брата императора Александра III.

В 1879 г. сбылась долгожданная мечта ювелира. Он получил право именоваться поставщиком Высочайшего Двора и ставить на изделиях изображение государственного герба.

К 1880 году расширенное производство превратилось в высокотехническое предприятие с мастерскими, где работало около 300 умельцев золотарей, медников, серебряников, чеканщиков, эмальеров, филигранщиков, галантерейщиков. Учитывая разросшиеся масштабы, участие в деле сыновей Михаила, Алексея, Николая, Владимира, в 1880 году был создан торговый дом «И.П. Хлебников с сыновьями и К°».

Почил и был похоронен Иван Петрович в 1881 году. Последним его пристанищем стал Спасо-Андроньевский монастырь. Но дело его продолжало процветать. Наполняя магазины всевозможной ювелирной продукцией различной стоимости, выполняя заказы именитых российских и зарубежных особ, изготавливая соборные и храмовые шедевры, фирма разрасталась. В 1887 г. наследниками было образовано акционерное «Товарищество производства серебряных, золотых и ювелирных изделий И.П.Хлебникова, сыновья и К°». То была новая форма правления с начальным капиталом 660 000 руб. К расширившемуся предприятию перешла фабрика, московские и петербургские магазины одной из старейших российских фирм Сазикова. Компания, совершенствуя техническое оборудование, приобрела для завода паровой котел и две паровые машины, что было весьма прогрессивным в те годы.

Закрыта фабрика была летом 1917 года, после чего национализирована большевиками в 1918 г. и преобразована в «Московский платиновый завод».

Выпускаемая продукция, особенности техники

Основным направлением, созданных Хлебниковыми работ, был русский стиль, который гармонично сочетался со сдержанным и пластичным модерном. Воспроизведенные эмалями национальные орнаменты, выглядели, словно мельчайшая роспись кистью, или выложенная самоцветами мозаика. В такой технике покрыты столовые и письменные принадлежности, портсигары, табакерки, ларцы, солонка в форме трона.

В посуде из драгоценных металлов угадывались формы русских ковшей, чарок, братин, чаш. Чернильницы в виде русских теремов, утварь в стилизованной форме либо изображениями жар-птиц, лебедей, петухов. Альбомные пластины и посуду украшали барельефы отображений жизни Сергия Радонежского, Иоана Грозного, сцены русского хоровода и сказаний. Серебряные интерьерные скульптурки на тему фольклора и крестьянской жизни были выполнены с неотразимым изяществом, тончайшим образам проработаны мелочи. Пучков, лучший чеканщик фирмы, в серебре мог выразить фактуру ткани, волос, и даже мягкость тела.

Заварочный чайник (позолота, выемчатая эмаль). Русский стиль
Заварочный чайник
(позолота, выемчатая эмаль).
Русский стиль

Чаша (позолота, перегородчатая эмаль). Русский стиль.
Чаша (позолота, перегородчатая эмаль).
Русский стиль.

Братина (серебро, хрусталь). Сочетание русского и стиля модерн
Братина (серебро, хрусталь).
Сочетание русского и стиля модерн

Письменный прибор (серебро, резьба, чеканка). Стиль модерн
Письменный прибор
(серебро, резьба, чеканка).
Стиль модерн

Чайный сервиз (серебро, позолота, выемчатая эмаль). Русский стиль
Чайный сервиз
(серебро, позолота, выемчатая эмаль).
Русский стиль

Мастера Хлебникова были из лучших в чеканном деле и особо преуспели в искусстве перегородчатой эмали. Они составляли конкуренцию в этой сложнейшей эмальерной технике самому П. Овчинникову, непревзойденному специалисту. В технике живописной эмали многие произведения украшались миниатюрами, а эмаль со сканью превращала изделия в кружева.

Массовые серебряные предметы были настолько чистой красивой формы и качественного изготовления, что при минимуме декора или вовсе без такового пользовались большим спросом. Несколько таких изделий выставлено в галерее антикварных подарков Лермонтов: подстаканник, сочетающий стиль модерн и классический русский орнамент, и серебряная с гравировкой столовая ложка 1887 года классической формы.

Сочетание технического совершенства, оригинальных замыслов и глубоких познаний национальных традиций наилучшим образом выразилось в предметах для православного богослужения. Совершенство линий, строгость и роскошь немыслимым образом сочетались в чеканных орнаментах икон, крестов, окладов, складней, кадил, чаш, украшенных каменьями, писаными миниатюрами и эмалью. Эти великолепные вещи были всегда востребованными глубоко верующими россиянами.

За способность Хлебниковых к созданию монументальных шедевров их фирма неоднократно была удостоена заказами Московского Кремля. Создание церковной утвари для храма Христа Спасителя в 1883 г. По заказу Московского Кремля оформлялся иконостас Благовещенского собора в 1896 г. Для Успенского собора товарищество занималось выполнением пристенных икон и киотов, надгробий для митрополитов и патриархов, созданием иконостаса в приделе Дмитрия Солунского с 1898 г. по 1915 г.

Клейма фабрики Хлебникова

Приведенные ниже клейма датированы 1874—1917 гг. Это не все известные образцы. Предприятием, к сожалению коллекционеров, использовалось большое количество пуансонов.

kleyma-hlebnikov-1.png

Герб великого князя Константина Николаевича может быть вытеснен рядом с именником фабриканта, а двуглавый орел появляется с 1879 г. После смерти Ивана Петровича, с 1882 г. краткое клеймо с инициалами не ставилось, а только «ХЛЕБНИКОВЪ» или «ХЛЕБНИКОВЪ СЪ СЫНми и К°».

kleyma-hlebnikov.png


Свежие записи

Фирма «П.А. Овчинников» по мере значимости и стоимостным оценкам входит в первую категорию ювелиров и предприятий золотого и серебряного дела дореволюционной России. Будучи серебряных дел мастером, в 1851 году Павел Акимович Овчинников открывает в Москве ставшую впоследствии всемирно известной фирму по производству золотых и серебряных изделий

История одной из выдающихся фирм дореволюционной России по производству ювелирных и золото-серебряных изделий Федора Антоновича Лорие начинается с 1871 года. Согласно сохранившимся документам в 1910 году на фабрике работало двадцать два рабочих, а годовой оборот составлял двадцать пять тысяч рублей

Empire черпал вдохновение в греческой культуре, во многом благодаря египетским походам Бонапарта. Наполеон рассматривал архитектуру и искусство только через призму восхваления себя и своих воинских заслуг

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно