В районе Житомирской области залегают крупнейшие на Украине месторождения каолиновой глины. В 1823 г. это послужило причиной открытия в местечке Довбыш фарфорового завода, предположительно польским помещиком Пшебельским. Специалистов по разработке изделий и художников приглашали из Европы, поскольку своих мастеров не было.
В 1840 году завод перешел к фабриканту Ильинскому. Ему же принадлежали места добычи местного топлива и белой глины, что вместе с низкой оплатой труда приносило немалую прибыль. Годовой объем составлял до 600 000 единиц изделий. После 1880 года, когда предприятие было продано Петерсу, владельцы менялись довольно часто. Последним из них был Р. И. Рихтер. К началу Первой мировой завод с двумястами рабочими выпускал товара на 100 000 рублей.
После революционных событий, в 1922 году завод был национализирован. Продолжал ли он работать и в каком находился состоянии - не известно. После восстановления и переименования предприятия в «Мархлевский завод», в 1925 г. работы на уцелевшем оборудовании прежних владельцев возобновились. С начала тридцатых предприятие переименовано в «Завод имени Феликса Кона». Некоторое время выпускалась посуда по дореволюционным и европейским образцам. Изделия этого периода не отличались самобытностью и значительно уступали дизайном западным мастерам. До середины тридцатых годов завод расширялся и реконструировался, открывались новые цеха (живописный, механический, ремонтный, упаковочный), формировочный цех и гараж.
С 1932 года в производственно-художественной тематике появляется понятие социалистического реализма, которое в украинском исполнении всегда имело этнический оттенок. В Довбыше начала выпускаться посуда с трафаретной патриотической символикой, налаженной мастерами В. Панащатенко и М. Котенко.
Для малой пластики сюжеты разрабатывались централизовано или на отдельных предприятиях, но всегда утверждались на самом высоком уровне. Монументальные, лишенные изящества, фигурки рабочих и крестьян с атрибутами их деятельности романтизировали физический труд. На Довбышевском заводе такая продукция выпускалась в небольших партиях, как правило, предназначенных к знаменательным датам страны.
После Второй мировой предприятие получило название «Довбышский фарфоровый завод». В этот период в страну попало немало красивых вещей из Германии, в том числе фарфоровой посуды и статуэток. Это повлияло на качество исполнения отечественных изделий как в форме, так и в росписи. В Довбыше продолжает изготавливаться преимущественно посуда и небольшими партиями малая пластика. Сюжеты становятся все живописнее, приобретая больше народного колорита.
С пятидесятых годов начался расцвет украинских художников керамистов, и мотивы народной росписи по фарфору использовались шире, чем когда-либо. В малой фарфоровой скульптуре женский образ все меньше становится связан с трудом, а до конца пятидесятых и вовсе исчезает. Изящные формы и тонкая роспись идеализируют женщину в фигурках народных, сказочных героинь, спортсменок. На ряде заводов порой делались статуэтки по одним и тем же утвержденным эскизам. И все же исполнение и роспись каждого предприятия имели свои особенности. Довбышский завод всегда отличался тонкой прорисовкой деталей статуэток, равномерным прозрачным красочным слоем, изящной формой, что позволяет отличить работы от подделок.
Белый, неглазурованный, полуфабрикат этих изделий учтен не был, и работники завода его выносили, раскрашивая затем дома специальными по керамике или масляными красками. Такие работы 1950–1970 гг., порой весьма интересные и самобытные, представляют также некий интерес для коллекционеров.
В этот же период завод расширен и модернизирован, улучшены условия труда. Это был взлет Довбышевского предприятия. С 1972 г. благодаря новому, освоенному методу, кобальтовые изделия приобретают широкое равномерное поле. В сочетании с незначительной позолотой такая посуда стала заводской визитной карточкой и составляла 40% всей продукции.
После войны и до восьмидесятых здесь работали скульпторы и художники, которым завод обязан высоким художественным уровнем: А.И. Ярош, Н.В. Коломиец, Лугалько, В.И. Климко.
К восьмидесятым годам пик творчества украинских художников керамистов пошел на спад. Эпоха оригинальной росписи и обаятельных фигурок украинской фарфоровой пластики закончилась. Форма и роспись посуды почти не менялась. С начала восьмидесятых Довбышевский и Полонский фарфоровые заводы объединились в ООО «Коралл», работающий поныне. Качество фарфора, благодаря особенностям местной белой глины, остается отличным.
Довоенный фарфор в духе соцреализма и военной тематикой интересует многих коллекционеров. Но среди продукции Довбышевского завода интересной и ценной считается юбилейная и тематическая посуда.
Также относится к редкой посуда серии литературных деятелей и героев Советского Союза, украшенная национальной росписью.
Полный чайный сервиз в стиле модерн тридцатых годов стоить может около 125 000 р., чайная пара — 12 000 р. Фарфоровые статуэтки Довбышского завода значительно реже встречаются, чем Полонского, Городницкого и Киевского и могут стоить от 1000 до 5000 рублей.
В шестидесятых годах на заводе выпускались наборы кукольной посуды, которые в основном уходили на экспорт. Детали этих крохотных, но сделанных как настоящие, сервизов также представляют интерес.
Торжественные и богатые кобальтовые сервизы были выпущены в свое время в огромном количестве и предложений об их продаже достаточно много. Потому чайный или кофейный комплект будет стоить близко 3 500 р.