Антикварная площадка онлайн

Производство О.Ф.Курлюкова

Чтобы открыть ювелирную фабрику или цех в Москве, надо иметь достаточную материальную базу и немалые знания либо навыки в ювелирном деле. Чтобы соперничать со знаменитыми фирмами России XIX в., необходимо было иметь отличное оборудование, привлечь мастеров и художников крайне высокого уровня, для чего требовалась высокая оплата и хорошие условия труда. Из пяти открывающихся подобных предприятий того времени три вскоре закрывались, разорившись или не выдержав конкуренции. Самыми прибыльными были петербургские и московские организации. Но и конкуренция в этой среде была неимоверной, особенно в последней четверти столетия.

Орест Федорович Курлюков (год рождения 1845) — имя одного из самых молодых ювелирных предпринимателей Москвы, который открыл самостоятельное производство на исходе XIX в., создав репутацию конкурентную престижнейшим фирмам России. Продукция сразу же получила популярность у покупателей, и в фирму начало поступать множество заказов. Орест Федорович был зятем И. П. Хлебникова, некоторое время входил в состав правления его торгового дома и прослужил у него управляющим несколько лет. Будучи потомственным второй гильдии купцом, зная тонкости делопроизводства, Орест Федорович умело заведовал делами своего тестя. Постигнув множество тонкостей, знакомый с лучшими ювелирными мастерами, особенностями спроса, при поддержке Ивана Петровича Хлебникова, Курлюков открывает в 1883 г. свое золотых и серебряных изделий фабричное производство, что находилось в четвертом номере Колпачного переулка на Покровке, и магазин на Ильинке.

Несмотря на процветание фабрики, на известность работ, которые считались одними из лучших, о жизни Ореста Федоровича, деятельности предприятия, мастерах - практически нет никаких сведений, как и о большинстве знаменитых ювелирных производителях того времени.

Через год после основания фабрики предприниматель создает акционерное общество ювелиров и фабрикантов серебряных и золотых изделий «О. Ф. Курлюков» с основным капиталом в 1500000 рублей. Фирма награждена двумя медалями: от 1895 года министерством Финансов «За усердие и искусство» и за участие в Первой международной петербургской выставке 1903–1904 гг. Курлюков являлся официальным поставщиком королевского двора Черногории. Эти данные установлены благодаря тому, что отображены на печати, которой удостоверялись все официальные документы акционерного общества.

Известно также, что Орест Федорович имел значительное общественное положение и был уважаемой личностью. О том говорят занимаемые им должности: выборный московского купеческого сословия с 1897 г., депутат по надзору за производством изделий из золота и серебра и член Московского коммерческого суда с 1892 по 1898 год. Что послужило прекращению деятельности Ореста Федоровича - неизвестно. Однако поскольку дата смерти фабриканта нигде не указана, а клейма и название акционерного общества не менялись до момента закрытия, то скорее всего это был обыкновенный уход от дел. С 1910 года продолжает делопроизводство сын Ореста Федоровича и внук Хлебникова — Николай Орестович Курлюков.

Время закрытия фабрики спорное: 1916 или 1917 год, хотя существуют документы, выданные обществом и в 1918 году. Безусловно лишь то, что сразу после Октябрьской революции великая эпоха русского ювелирного дела закончилась.

Выпускаемая продукция

Если о жизни Курлюкова данных совсем немного, то оставшиеся во множестве изделия могут поведать целую историю. Ко времени открытия Орестом Федоровичем фабрики русский стиль в ювелирном производстве претерпел все этапы поиска и вполне устоялся. Влияние производства тестя, а, возможно, и перешедших от Хлебникова мастеров, определили начальную манеру исполнения изделий, разновидностей которой выпускалось великое множество. Православные атрибуты для церквей, соборов и частных лиц, все виды письменных приборов, предметы для сервировки стола, самовары, серебряная посуда, обрамление для хрусталя, шкатулки, портсигары, подсвечники, даже из драгоценных металлов ювелирные детали для парфюмерных флаконов. Сюжеты народных гуляний и быта, запечатленных в драгоценных металлах, Курлюков не особо жаловал. Модная в свое время имитация бересты, лыка и подобных «русских фактур» в работах также практически не встречается. Зато разнообразие стилизованных форм, орнаментов старорусских предметов, изображений исторических мест и зданий представлено в изобилии.


Чайный сервиз с видами Москвы. Серебро, позолота, чернение. 1890-е годы
Чайный сервиз с видами Москвы.
Серебро, позолота, чернение.
1890-е годы.

Самовар 1899-1908 гг в стиле модерн
Самовар 1899-1908 гг
в стиле модерн.
Серебро, позолота, кость,
чернение.
Внизу изделия дверка
и пространство для спиртовки.

Оклад запрестольного креста
Оклад запрестольного креста.
Серебро, золочение, чеканка.

Стоит заметить, не известно, где заказывались хрустальные части для произведений, но они всегда были с богатой красивой резьбой, безупречной чистоты и формы.

Хрустальный поднос 1908–1917 гг
Хрустальный поднос
1908–1917 гг.
Серебро, чернь, литье, резьба.


Емкость для хранения чая
Емкость для хранения чая.
Хрусталь, серебро, чернение.

Ваза
Ваза. Хрусталь, серебро,
чернь, литье, резьба,
теснение, огранка.

Яркая, очень детальная и сложная эмаль делает работы Курлюкова похожими на изделия тестя. В них также немало общего с работами Фаберже. Ничего удивительного здесь нет. Отдельные заказы делались у непревзойденного эмальера Ф. Рюкерта, который многие годы создавал для Фаберже удивительной красоты изделия из перегородчатой, сканной и художественной (живописной) эмали. Если существует предел знаний и умений в этом виде ремесла, то Ф.Рюкерт его достиг.

Оклад иконы Божией Матери «Иверской» 1880 г. Серебро, сканная и живописная эмаль, золочение
Оклад иконы
Божией Матери «Иверской»
1880 г.
Серебро, сканная и
живописная эмаль,
золочение.


Столовая ложка. Серебро, эмаль по скани
Столовая ложка.
Серебро, эмаль по скани.

Молочник 1898 г. Серебро, эмаль восьми цветов сканная и художественная

Молочник 1898 г.
Серебро, эмаль восьми
цветов сканная
и художественная.

Солонка в виде трона, конец 1890 г. Серебро, золочение, художественная расписная и сканная эмаль
Солонка в виде трона,
конец 1890 г.
Серебро, золочение,
художественная расписная
и сканная эмаль.

Емкость для хранения чая 1890-е гг. Серебро, золочение, перегородчатая, сканная, художественная эмаль
Емкость для хранения чая
1890-е гг.
Серебро, золочение,
перегородчатая, сканная,
художественная эмаль.

Когда в искусстве происходит застой и не появляется ничего нового, модным становится хорошо забытое старое. В последней трети столетия возникают новые течения на тему предыдущих стилей: неоклассицизм, неорококо, необарокко. Ювелиры под влиянием общественной моды воссоздают модификацию деталей античности, эпохи Возрождения и классицизма. Особенно интересны сочетания форм старинных русских предметов с элементами классического декора рокайлями (особые, напоминающие морскую раковину завитки), пальметтами (орнаменты из веерообразных или закрученных листьев), цветочными мотивами. Так создается совершенно необычное направление — русский неоклассицизм. Эти веяния не обошли стороной изделия фабрики Курлюкова, в которых тонко сочетались изящество и роскошь.

Ковш и кружка с крышкой. Серебро, золочение, чернь, литье, штамповка, теснение, резьба, чеканка
Ковш и кружка с крышкой.
Серебро, золочение,
чернь, литье, штамповка,
теснение, резьба, чеканка.

Сахарница, 1890 годы
Сахарница, 1890 годы.
Серебро, золочение,
перламутр, литье, чеканка.

Ваза, серебро, золочение, литье, чеканка, резьба
Ваза, серебро,
золочение, литье,
чеканка, резьба.

Графин 1890-е гг.
Графин 1890-е гг.
Серебро, золочение,
литье, чеканка,
цветное стекло, гранение.

В последнее десятилетие XIX в. вспыхивает ярчайшая звезда мировой культуры, совершенно новое, молодое направление модерн или ар нуво. Только природные линии, никаких ярких тонов. Очертания цветов, стеблей, листьев, полуобнаженного женского тела, летящих покровов были впервые упрощены и лишены детализаций, при этом они выглядели настолько завораживающе прекрасными, что стиль захватил все направления человеческой деятельности. В ювелирное искусство влилась новая волна вдохновения. К сожалению, период просуществовал недолго, этот фантазийный полет оборвала Первая мировая война.

Подстаканник «Одуванчики» 1908-1917 гг.
Подстаканник «Одуванчики»
1908-1917 гг.
Серебро, золочение,
гравировка.

Ковш 1890–1914 гг.
Ковш 1890–1914 гг.
Серебро, художественная эмаль.
Сочетание русского
стиля и модерна.

Кувшин 1899 - 1908 гг. Серебро, чернь, литье, теснение, хрусталь, резьба
Кувшин 1899 - 1908 гг.
Серебро, чернь, литье,
теснение, хрусталь, резьба.

Сегодня антикварные предметы Курлюкова привлекательны не менее изделий Хлебникова или Фаберже. Интересен факт, что наиболее красивые и в большем количестве изделия фабриканта предложены зарубежными аукционами и частными лицами. Серебряных вещей без орнамента и теснения немного.

Клейма фабрики Курлюкова

Три варианта клейм фабрики Курлюкова не менялись на протяжении всей деятельности предприятия.

kleyma-kurlukov.jpg



Свежие записи

Фирма «П.А. Овчинников» по мере значимости и стоимостным оценкам входит в первую категорию ювелиров и предприятий золотого и серебряного дела дореволюционной России. Будучи серебряных дел мастером, в 1851 году Павел Акимович Овчинников открывает в Москве ставшую впоследствии всемирно известной фирму по производству золотых и серебряных изделий

875-я проба серебра относится к числу стандартных проб, действующих на территории России и в ряде других стран. На антикварном рынке серебряные изделия этой пробы пользуются спросом, особенно выпущенные в советское время

Серебро 800 пробы представляет собой сплав серебра и других металлов в определенных пропорциях: на 800 г серебра приходится 200 г примесей. В большинстве своем в качестве основного металла примесей используется медь

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно