Антикварная площадка онлайн

Немиров-Колодкин

О жизни большинства ювелирных фабрикантов и мастеров царской России сбереглись крохотные сведения. Но биография Николая Васильевича Немирова-Колодкина хорошо известна, прежде всего вследствие его благих деяний. Трудности с младых лет преследовали этого волевого человека. Своего благосостояния, известности, положения он добился не благодаря, а вопреки судьбе с помощью усердия, целеустремленности, и невероятного таланта к милосердию.

nemirov-kolodkin.png

Жизнеописание

В 1819 г. у вологодского купца Немирова Василия Александровича и его супруги Ольги Андреевны родился младший сын Николай. Всего в семействе росло восемь детей. Отец был зажиточным потомственным купцом, семья имела двухэтажный дом, владела свечным, масляным, кожевенным, войлочным заводами, двумя каменными магазинчиками, а торговлей отец семейства занимался кроме Вологды в Архангельске и Санкт-Петербурге. Детство Николая проходило благополучно, не было предпосылок для существенных жизненных изменений, казалось, что его судьба совершенно предсказуема: продолжить с братом отцовское делопроизводство и стать достойными вологодскими купцами.

Но в 1827 г. смерть 35 летней матери меняет жизнь всех домочадцев. Николаю исполнилось восемь лет и он был не самым младшим ребенком. Промаявшись четыре года с восемью детьми, отец женился вторично на овдовевшей мещанке 29 лет Анне Харитоновой. В том же 1831 г. был разделен семейный капитал между Василием Александровичем и братом его Константином, что, вероятно, пошатнуло финансовую стабильность купца. Спустя два года отец умирает, оставив невыплаченные кредиты, которые привели семью к разорению. Некоторые кредиторы отказались от долгового возмещения в пользу осиротевших купеческих дочерей. В 1835 г. после рассмотрения дела и признания умершего купца Немирова несостоятельным, имущество было описано и распродано для погашения вексельных долгов. Семья лишилась всего, в том числе дома и купеческого статуса. От лихорадки вскоре умирает старший брат Николая Саша. Шестнадцатилетний Немиров остался в семье старшим мужчиной.

Жизнь Николая Васильевича не известна до 1843 г. Упоминается, что он с четырнадцати лет обучался серебряных дел мастерству и работал в ювелирном деле после смерти отца, возымев к 23 годам неплохую репутацию в среде покупателей. Что побудило Немирова в 24 года переехать в Москву также неизвестно. В столице всегда имелись большие перспективы, но устроится было трудно без наличного капитала, знакомств и протекции.

Тем не менее в 1843 г. Николай Васильевич, остановившись на Пятницкой улице в доме купца Голяшкина, поступает работать приказчиком к Артемию Колодкину, купцу, имеющему на Ильинке в торговом ряду магазины изделий драгоценных металлов. Так проработал Немиров десять лет, женившись в пятидесятых годах на дочери Колодкина Дарье Артемовне, женщине умной, красивой и чрезвычайно чуткой. Именно супруга стала для Колодкина воздаянием за предыдущие лишения. Она поддерживала мужа всю совместную жизнь и также стала источником состояния, необходимого для успеха в собственном деле. Приблизительно к 1853 г. Немиров собрал 8 000 рублей, положенный для вступления в купечество наличный капитал, позволявший стать купцом третьей гильдии. После свадьбы Николай Васильевич прожил остальную жизнь в доме тестя на Большой Ордынке. Испытывая уважение и доверительность к Немирову, Колодкин делает зятя партнером и приемником.

Предположительно в 1868 г. Николай Васильевич присоединил фамилию тестя к своей. В период 1862–1870 гг. он становится купцом первой гильдии, владеющим большим состоянием и в документах начинает фигурировать его двойная фамилия. Возможно, это связано со смертью тестя, чье имя имело вес в ювелирных и торговых кругах, и от которого остался существенный наследственный капитал. Возникновение двойных фамилий было не редкостью, чтобы не угасало родовое имя и было передано потомкам, фамилию супруги присоединяли к фамилии мужа. Николай Васильевич в московских списках купцов за 1870 г. числится купцом первой гильдии, владельцем «Торгового дома Н. В. Немирова-Колодкина», занимающегося продажей золотых, серебряных и бриллиантовых вещей. Тогда и начинаются его крупные пожертвования.

Фирма процветала, получая множество церковных заказов и от столичных богатейших семей. В 1872 г. Николай Васильевич переделывает интерьер усадьбы на Большой Ордынке, заказав для новой обстановки великолепную мебель красного дерева и супружеские портреты кисти лучших художников, обустраивает во дворе каретное помещение с двумя выездными экипажами. 

Нынче снесенная часть усадьбы Немировых-Колодкиных
Нынче снесенная
часть усадьбы
Немировых-Колодкиных

Тогда же приобретается неподалеку от дома здание, где ювелир открывает фабрику производства золотых, серебряных и церковных изделий. Судьба обделила супругов Немировых-Колодкиных детьми, потому на должность управляющих и для дальнейшего правопреемства купец приглашает из Вологды своих племянников: Дружининых Александра и Николая, Лапина Ивана, Давыдова Алексея.

С 1876 г. стали регулярно поступать заказы на поставки серебряной посуды от дворцовой московской конторы для императорского дворца. Помимо магазинов в торговых рядах крупнейшей российской Нижегородской ярмарки, московских Верхних рядах, к 1880 г. открывается еще один магазин в столице на Ильинке. 

Так выглядел магазин Н. В. Немирова-Колодкина в восьмидесятых годах XIX в.
Так выглядел магазин
Н. В. Немирова-Колодкина
в 80х годах XIX в.

В 1881–1883 гг. Николай Васильевич создает фабрично-торговое товарищество Н. В. Немирова-Колодкина, в котором партнерами выступают его племянники. Почил Николай Васильевич в марте 1886 г., похоронен в московском Донском монастыре.

fabrikant-nemirov.png

Товарищество наследников

Немиров-Колодкин оставил миллионное состояние племянникам. Унаследованное ими предприятие продолжало процветать и расширяться. В 1891 г. создано «фабрично-торговое товарищество преемников Н. В. Немирова-Колодкина». Тогда же товариществом приобретена земля на М. Ордынке (нынче дом № 17). Там было выстроено до 1895 г. архитектором Иваном Ивановичем Мочаловым заводское двухэтажное здание.

М. Ордынка
М. Ордынка

Бывшая фабрика, выстроенная продолжателями Немирова-Колодкина, имела два этажа. Остальные этажи были пристроены в 1948–1952 гг. военнопленными немцами, максимально сохранилась стилистика фасада, форма, размер окон.

Предприятие обеспечено было современнейшим оборудованием, паровыми машинами, электрическими двигателями. К 1907 г. трудилось 39 рабочих и произведено на 43 000 р. изделий. Обособленный фабричный отдел изготавливал православную церковную продукцию для заказов Святейшего Синода, духовенства, частных лиц. К началу двадцатого века товарищество было поставщиком Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы Федоровны. К 1909 г. производственный объем составлял 120 000 р., основной капитал — 500 000 р., рабочих — 48 человек. Фирма закрылась в 1917 г.

Благотворительные деяния

Память о Немирове-Колодкине связана большей частью с его многочисленными крупными вложениями на благотворительность. О них нам известно больше, чем о жизни мецената.

С 1860 г. Николай Васильевич состоял агентом при Московском комитете. Помимо обязательного ежегодного взноса 300 р. и трудоустройства бедноты, ювелир переводил деньги для учебных и воспитательных учреждений, обедневших и лишившихся кормильца семей. Был одним из попечителей Александро-Мариинского Замоскворецкого училища для приходящих детей всех сословий. 

Так выглядел в 1913 г. учебный корпус Александро-Мариинского Замоскворецкого училища
Так выглядел в 1913 г.
учебный корпус
Александро-Мариинского
Замоскворецкого училища

Первые крупные денежные вклады начались с 1870 г. Неизвестно с какого года ослепла любимая супруга мецената Дарья Артемовна, но это обстоятельство повлияло на целенаправленность его благотворительных капиталовложений.

В 1870 г., узнав, что из-за уменьшения финансирования, причт вологодской церкви Иоанна Предтечи будет сокращен, 2 000 р. Николай Васильевич передал этому храму, в котором был некогда окрещен. 

Построенная в 1653 и снесенная в 1932 годах, церковь Иоана Предтечи в Дюдиковой пустыни на берегу Вологды
Построенная в 1653
и снесенная в 1932 годах,
церковь Иоана Предтечи
в Дюдиковой пустыни
на берегу Вологды.

Фабрикант никогда не прекращал пожертвования церквям и благотворительным организациям Вологды. Зная по опыту юных лет, как тяжело приспосабливаться к нищете людям среднего класса, потерявшим все имущество, ювелир в 1879 г. создал богадельню для граждан Вологды престарелых и неимущих из купеческих, мещанских и ремесленных сословий. Учреждению передано имущества на 30 000 р.: жилой флигель, прачечная, баня, сарай, амбар, земельный участок. Содержание осуществлялось за счет процентов от 42 000 р., внесенного капитала. Внимание особо уделялось людям, утратившим зрение и слух.

Напротив усадьбы семьи Немировых-Колодкиных на Большой Ордынке возвышался храм Иверской иконы Божьей Матери, на ремонт и благоустройство которого фабрикант пожертвовал крупную сумму. Там же меценат был членом попечительского совета и старостой. Николай Васильевич регулярно вносил пожертвования в попечительский бюджет. Собранные советом деньги распределялись для помощи малоимущим, инвалидам, благотворительным учреждениям и богадельне, содержащейся приходом. 

Так выглядел Храм Иверской иконы Божией Матери в начале XX в
Так выглядел Храм
Иверской иконы
Божией Матери
в начале XX в.

Кроме этой деятельности, в одном из Флигелей своего московского дома ювелир обустроил богадельню для глухих и ослепших женщин. Вся усадьба поступила в распоряжение богадельни после смерти купца, а на расширение учреждения и содержание слепых любого сословия были внесены 40 000 р., согласно завещанию мецената. На завещанные 11 300 р., по его распоряжению была организована богадельня в Иверском переулке для 15 женщин, преимущественно из числа престарелой прислуги. 

Так выглядела богадельня на Ордынке, обустроенная по завещанию мецената в его усадьбе
Так выглядела
богадельня на Ордынке,
обустроенная по завещанию
мецената в его усадьбе

Здание в Иверском переулке бывшей богадельни для прислуги
Здание в Иверском
переулке бывшей
богадельни для прислуги

Последней волей благотворителя было завещано учреждениям и ряду церквей родной Вологды: десять икон в окладах из золоченого серебра с алмазами, сапфирами, жемчугом для передачи церкви Иоанна Предтечи и Немировской богадельни; значительные суммы завещаны вологодскому Александровскому детскому приюту; врачебному обществу лечебницы приходящих больных; благотворительному обществу; 10 000 р. внесены в вологодскую думу для выдачи процентных денег беднейшим жителям города дважды в год к Рождеству и Пасхе. И это лишь часть его благодеяний, которая широко известна нашим современникам.

Личные награды Н. В. Немирова-Колодкина:

  • За основание вологодской богадельни — орден св. Анны 3-й степени.
  • Золотые медали «За усердие» (особая награда за неслужебные отличия) — все пять степеней: на Станиславской, Анненской, Владимирской, Александровской, Андреевской лентах.
  • Дважды получал благословение и грамоты, множественные благодарности от Святого Синода.
  • Удостоен званием почетного гражданина Вологды и Москвы.

Изделия, выпускаемые предприятием Немирова-Колодкина

Ассортимент фирмы был настолько разнообразен и велик, что нельзя назвать преимущественного стиля, в котором создавались изделия либо сказать, какие ювелирные вещи и в какой технике не изготавливало производство. Единственное, что можно с уверенностью утверждать: на фирму работали весьма талантливые мастера и художники, по эскизам которых создавалась продукция. Антикварами высоко оцениваются ювелирные предметы Немирова-Колодкина, потому появляется немало их фальсификаций. Галерея «Лермонтов» с увлечением отыскивает подлинники этой фирмы и проводит доскональное исследование каждой вещи, попавшей в галерею.

Дарохранительницы, начало XX в. Серебро, позолота, художественная чеканка, гильоширование, резьба, эмаль. Изображение приведено из прейскуранта товарищества за 1905 г
Дарохранительницы,
начало XX в.
Серебро, позолота,
художественная чеканка,
гильоширование, резьба,
эмаль

Различная церковная утварь. Изображение приведено из прейскуранта товарищества за 1905 г
Различная церковная утварь

Икона Феодоровской Божьей матери, начало XX в. Дерево, темперное письмо по левкасу. Оклад: серебро, чеканка
Икона
Феодоровской Божьей матери,
начало XX в.
Дерево, темперное письмо
по левкасу.
Оклад: серебро, чеканка

Нагрудные церковные иконки-медальоны, 1899–1908 гг. Эти два шедевра находятся среди экспонатов ГИМ
Нагрудные церковные
иконки-медальоны,
1899–1908 гг.
Эти два шедевра
находятся среди
экспонатов ГИМ

Слева — «Несение креста». Смелое, но гармоничное выполнение Панагии в стиле модерн. Золото, эмаль. Справа — «Богоматерь “Знамение”», 1899 г. Золото, рубины, центральная вставка — золотистый топаз с резным изображением Богоматери. 

Подвеска «Феодоровская Божья Матерь», 1899–1908 гг. Серебро, золочение, эмаль.
Подвеска
«Феодоровская Божья Матерь»,
1899–1908 гг.
Серебро, золочение,
эмаль.

Кадило, 1908–1917 гг. Серебро, эмаль, скань
Кадило,
1908–1917 гг.
Серебро, эмаль, скань

Ваза «Лебедь» в стилях модерн и русском, 1908–1917 гг
Ваза «Лебедь»
в стилях модерн
и русском,
1908–1917 гг.
Серебро, золочение,
Чеканка, литье, гравировка.
Вставки: альмандин,
родонит, родусит,
живопись по бисквиту


Ваза в форме ладьи 1908–1910 гг. серебро, золочение, хрусталь, чеканка, гранение, резьба, полихромная холодная эмаль
Ваза в форме ладьи
1908–1910 гг.
серебро, золочение,
хрусталь, чеканка,
гранение, резьба,
полихромная холодная эмаль


Ковш, 1908–1917 гг. Серебро, золочение, эмаль
Ковш, 1908–1917 гг.
Серебро, золочение, эмаль

Ковш, подстаканник, молочник. Серебро, золочение, перегородчатая и художественная эмаль
Ковш, подстаканник,
молочник. Серебро,
золочение, перегородчатая
и художественная эмаль

Кофейная чашка и блюдце, 1896–1908 гг. Серебро, золочение, эмаль
Кофейная чашка и блюдце,
1896–1908 гг.
Серебро, золочение, эмаль

Юбилейная чаша, 1908–1917 гг. Серебро, эмаль
Юбилейная чаша,
1908–1917 гг.
Серебро, эмаль

Десертная ложка 1908–1917 гг. Серебро, золочение, перегородчатая эмаль
Десертная ложка
1908–1917 гг.
Серебро, золочение,
перегородчатая эмаль

Чайный набор в стиле ар-деко с растительным рисунком, 1899–1908 гг. Серебро, золочение, теснение, штамповка
Чайный набор
в стиле ар-деко
с растительным рисунком,
1899–1908 гг.
Серебро, золочение,
теснение, штамповка

Самовар, 1899–1908 гг., Серебро, золочение, кость, гравировка, резьба
Самовар,
1899–1908 гг.,
Серебро, золочение,
кость, гравировка, резьба

Портсигар и спичечница в фирменном футляре. Серебро, гравировка
Портсигар и спичечница
в фирменном футляре.
Серебро, гравировка

Портсигар в стиле ар нуво. Серебро, Перегородчатая эмаль
Портсигар в стиле ар нуво.
Серебро,
Перегородчатая эмаль

Шкатулка в стиле классицизма, 1899–1908 гг. Серебро, эмаль, скань
Шкатулка в стиле классицизма,
1899–1908 гг.
Серебро, эмаль, скань

Запонки, конец XIX в. Золото, бриллианты
Запонки,
конец XIX в.
Золото, бриллианты

Клейма

kleyma-nemirov-kolodkin.pngkleyma-nemirov-kolodkin3.png
kleyma-nemirov-kolodkin2.png

Свежие записи

Орест Федорович Курлюков (год рождения 1845) — имя одного из самых молодых ювелирных предпринимателей Москвы, который открыл самостоятельное производство на исходе XIX в., создав репутацию конкурентную престижнейшим фирмам России

Серебро 800 пробы представляет собой сплав серебра и других металлов в определенных пропорциях: на 800 г серебра приходится 200 г примесей. В большинстве своем в качестве основного металла примесей используется медь

84-я проба серебра относится к золотниковой системе проб, которая появилась еще в дореволюционной России. В XVIII веке таких проб было около десятка, однако к концу XIX века число популярных проб сократилось до четырех

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно