Антикварная площадка онлайн

Фабрика Клингерта Густава Густавовича

klingert-1.png

Так распорядилась история, что наибольшая часть ювелирных произведений царской России оказалась за рубежом. И теперь, красивейшие образцы дореволюционных мастеров попадают в основном на торги зарубежных аукционов. Среди подобных лотов порой можно увидеть восхитительные русские эмали, которые всегда хорошо котировались и неизменно привлекали внимание антикварных ценителей.

Со второй половины 19-го века искусство российских эмалей начало быстротечно развиваться и к началу 20-го века достигло уровня, затмившего технику европейских мастеров. Известен такой казус: когда Карл Фаберже отправил одного из сыновей в 1906 году изучать тонкости изготовления эмалей в Париж, где эта специальность традиционно считалось наиболее виртуозной в Европе, познавать особо нечего было. Оказалось, что французские эмальеры безнадежно отстали от российских. Тончайшая детализация, количество цветов и множество их градаций, яркость и чистота эмалей превзошли все мировые произведения в этом виде ювелирного творчества.

Одним из выдающихся московских эмальеров был Клингерт Густав Густавович, потомственный ювелир из колонии немецких переселенцев. Его фабрика выпускала множество серебряных, в дальнейшем золотых изделий, но эмалевые работы особо поражают утонченностью и безупречным исполнением.

Густав Клингерт
Густав Клингерт

Как и о многих российских ювелирах, оставивших после себя огромное количество прекрасных произведений, о жизни Густава Клингерта известно немногое. Скудные сведения о его предприятии базируются, в основном, на данных А.Н. Иванова.

Отец Густава Клингерта, почтенный представитель немецкой общины, с 19-го века благополучно обосновался в Москве, где открыл свое ювелирное предприятие. Густав Густавович работал с отцом, от него унаследовал не только семейное дело и капитал, но и богатейшие знания. Его фабрика серебряных и золотых изделий работала с 1865 г. по 1916 год. Предприятие находилось в домовладении Густава Клингерта в Малых Сыромятниках до 1912 г., после приобретения нового дома производство перенесено в Елоховский проезд. Четверо сыновей Густава Густавовича работало на семейном производстве, один из них служил в 1915–1917 гг. бухгалтером при Московском филиале Фаберже.

klingert-3.pngklingert-4.png

В этом доме в Елоховском проезде некогда находилось ювелирное производство Г.Г. Клингерта

Произведения фирмы, предъявленные на выставках Парижа (1889 г.) и Чикаго (1893 г.), удостоены высочайших отзывов и ряда медалей. А.Иванов отмечает, что в 1897 г. фабрика произвела на 45 тысяч рублей изделий, а предприятие обслуживало 55 рабочих и шесть подростков. По другим источникам: в 1893 г. выработано изделий на 400 тысяч рублей, работников насчитывалось около 200, включая 45 подростков.

Московское отделение К. Фаберже нередко сотрудничало с другими фирмами и мастерами для выполнения эмалевых изделий в русском стиле. Лучшими эмальерами столицы считались Рюккерт и Клингерт, их предприятия выполнили немало заказов для Фаберже.

Густав Густавович слыл известным московским нумизматом, владельцем богатейшей коллекции русских монет. Как ювелир, он имел преимущественную возможность для приобретения старинных, порой очень редких экземпляров. В 1898–1015 гг. он был членом Московского нумизматического общества, где принимал активнейшую деятельность и в начале 1900 годов состоял в аудиторском комитете. Трудов по нумизматике не издавал, но был большим знатоком отечественных монет, и его мнение считалось авторитетным. Каталог собрания монет Клингерта, вышедший в 1910 г., остается одним из главных в области исследований русской нумизматики и ссылок аукционных домов.

klingert-5.png
Титульный лист каталога русских монет Г.Г. Клингерта

Изделия Г.Г. Клингерта

Фабрика производила, в основном из серебра, много кабинетных, интерьерных, подарочных вещей, столовых приборов и предметов сервировки. Покрытие серебром более высокой пробы или золочение выполнялось горячим способом. Нередко металл изящно сочетался с хрусталем или стеклом. Как и у большинства московских ювелиров, преобладал русский стиль, если не в формах, то в орнаменте, текстуре, сюжетных миниатюрах.

Чарующие тонкие эмали особо выделяют работы Клингерта среди других московских ювелиров. Будучи великолепным эмальером, Густав Густавович, естественно, не производил эти прекрасные произведения на фабрике лично, однако его манера исполнения и стиль всегда узнаваемы в каждом изделии. Основные техники, в которых выполнялись эмали Клингерта: перегородчатая, сканевая, выемчатая. Чрезвычайно красивы его немногочисленные шедевры в технике витражной эмали. Расписные миниатюры сюжетной тематики редки для изделий Клингерта, и живописная эмаль применялась, в основном, для подрисовки элементов растительного орнамента.

Узор очень мелкий, плотный, с многочисленной детализацией, покрывает практически всю поверхность предметов. При этом объект не смотрится перегруженным, поскольку всегда соблюден строгий баланс:

  • Не использовалось более трех основных цветов, а их оттенки подобраны чрезвычайно деликатно.
  • Контраст светлых и темных тонов, который разбивает общий рисунок на отдельные зоны
  • Форма предметов, сплошь покрытых эмалевым узором, всегда проста.
  • Основные или крупные детали орнаментов немногочисленны: одна–две или по одной на каждой стороне предмета, обязательно выделенные по цвету и тону.

Несмотря на то, что эмали Клингерта изобилуют мельчайшими деталями, они весьма уравновешенны и не выглядят хаотично, словно калейдоскопичные узоры. Можно назвать еще ряд особенностей, присущих его изделиям:

  1. Если фоном для эмалевого узора служит металл, чаще золоченое серебро, то это пространство всегда испещрено сканью, резьбой, гравировкой либо зернью.
  2. Очень редкое сочетание кабошонов с эмалью, при этом вставки из камней невелики, почти незаметны, гармонично вписываются в общую композицию.
  3. Преобладающим цветом является синий (голубой) и его богатейшее разнообразие оттенков.
  4. Изюминка Клингерта — эмаль удивительного бирюзового цвета.
  5. Многие изделия Клингерта, не утратив особенностей русского стиля, напоминают индийские, китайские, ближневосточные работы. С конца 19-го века в Европе возник популярный интерес к экзотическим странам и, привезенным оттуда, произведениям. Особенности культуры и красота художественных изделий Востока существенно повлияли на западное искусство и ремесла того времени.

klingert-6.png

Три серебряных, покрытых черневым узором, бокала и чаша с крышкой. Предметы аукционным домом Christie's были выставлены в Нью-Йорке на торгах «Русское искусство» в 2008 г. Предварительная стоимость 7000–9000 USD

klingert-7.png
Кружка с крышкой. Серебро с золочением и чернением, вес 458 грамм, 1888 г. Предварительная оценка а. д. Christie's 5000–7000 USD, торги «Русское искусство», Нью-Йорк, 2008 г.

Ладья длиной 39 см. Серебро (вес 473 грамм), хрусталь, 1890 г.
Ладья длиной 39 см. Серебро (вес 473 грамм), хрусталь, 1890 г.

Пара серебряных канделябров высотой 480 мм
Пара серебряных канделябров высотой 480 мм и общим весом 5056 грамм, 1908–1916 гг. Предметы проданы а. д. Christie's в 2013 г. за 32500 английских фунтов

Хрустальная ваза (диаметр 155 мм) на серебряной с чернением ножке, общая высота изделия 135 мм, 1890 г.
Хрустальная ваза (диаметр 155 мм) на серебряной с чернением ножке, общая высота изделия 135 мм, 1890 г.

Большой (40x26 см) серебряный ковш и шесть маленьких (13x7 см) с чеканным лиственным узором.
Большой (40x26 см) серебряный ковш и шесть маленьких (13x7 см) с чеканным лиственным узором. Большой ковш украшен кабошонами из полудрагоценных камней. Набор продавался в Риме а. д. Christie's на торгах «Избранное серебро и русские произведения искусства» в 2005 г.

Десять серебряных солонок, диаметром 45 мм с ложечками. 1899–1908 гг.
Десять серебряных солонок, диаметром 45 мм с ложечками. 1899–1908 гг.

Серебряные с чернением портсигарыklingert-14.png

Серебряные с чернением портсигары, выставленные на парижских торгах «Русское искусство, историческая память» в 2009 г. с предварительной оценочной стоимостью 300–500 EUR (с изображением Кремля) и 1000–1200 EUR (с монограммой)

Серебряная с чернением коробка для сигарет или сигар, имитирующая деревянную упаковочную тару, 1887 г.

Серебряная с чернением коробка для сигарет или сигар, имитирующая деревянную упаковочную тару, 1887 г. Аукционным домом Uppsala Auktionskammare в 2008 г. предмет выставлялся на торги «Русское искусство» в Упсале (Швеция) с начальной стоимостью 40000–50000 шведских крон (приблизительно 4 646–5 807 USD)

Серебряный чайник с золочением и эмалью

Серебряный чайник с золочением и эмалью. Отличный пример, характерного для Клингерта приема: одноцветная эмаль, цвета бирюзы или небесной лазури, где серебряные перегородки составляют сплошной тончайший узор с имитацией жемчужин белой эмалью по золоченой или серебряной кайме. В такой манере фабрикой было создано много предметов, отдельных и, составляющих наборы.

klingert-17.pngklingert-18.png

Банка для меда 1892 г. и маленькая коробочка для пилюль 1994 г.

Солонка диаметром 55 мм, высотой 35 мм и ложечка длиной 75 мм, 1892 г.
Солонка диаметром 55 мм, высотой 35 мм и ложечка длиной 75 мм, 1892 г.

Чайно-кофейный сервиз в характерной манере Клингерта 1890–1892 гг.

Чайно-кофейный сервиз в характерной манере Клингерта 1890–1892 гг. Оценен а. д. Christie's в 15000–25000 USD (апрель 2000 г. торги «Русское искусство», Нью-Йорк) оценочная стоимость

Еще одна дизайнерская особенность производства Клингерта: геометрический орнамент «соты», выполненный в технике выемчатой эмали. Предметы выглядят удивительно элегантно и привлекательно, несмотря на однообразие рисунка и применение всего двух либо трех локальных цветов. Шестиугольные ячейки заполнены непрозрачной белой, полупрозрачной синей и красной эмалью. Изделия составляли комплекты, а также продавались в отдельности.

портсигар (1893 г.) с оценочной стоимостью 2000–2500 £, и футляр для восковых спичек (1890 г.) 800–1000 £klingert-22.png

Эти два золоченых серебряных экземпляра были выставлены в 2010 году на лондонских торгах Russian Art а. д. Christie's: портсигар (1893 г.) с оценочной стоимостью 2000–2500 £, и футляр для восковых спичек (1890 г.) 800–1000 £

Серебряная чайница (1896 г.) и золоченый серебряный подстаканник (1889 г.) а. д. Sotheby’s klingert-24.png

Серебряную чайницу (1896 г.) и золоченый серебряный подстаканник (1889 г.) а. д. Sotheby’s представил к продаже в 2007 г. на лондонских торгах Russian Sale — Works of Art & Faberge. Оценочная стоимость чайницы составляла 7000–12000 GBP и 4 000–6000 GBP подстаканника

Пара пасхальных яиц 1895 года

Пара пасхальных яиц 1895 года. Золоченое серебро, перегородчатая, живописная эмаль,

Серебряное пасхальное яйцо с золочением и эмалью, 1890 г.
Серебряное пасхальное яйцо
с золочением и эмалью,
1890 г.
Лот продан а. д. Sotheby’s
за 5000 USD
(Нью-Йорк, торги
«Русское искусство», 2008 г)

klingert-28.png

Маленький ковш, выполненный, возможно, в качестве солонки, общей длиной 120 мм, высотой 30 мм, с диаметром ковша 60 мм.

klingert-29.png

Этот великолепный экземпляр ковша (длина 195 мм) продан а. д. Christie's за 17300 £ при начальной стоимости 2000–3000 английский фунтов (торги Selected Silver & Russian Works of Art, Лондон, 2007 г.)

klingert-30.png

klingert-31.png

klingert-32.png

klingert-33.png

Изумительные образцы перегородчатой витражной эмали. Ковши-ладьи, выполненные в единой форме и размере (длина 173 мм), отличаются цветом эмалей и незначительными изменениями в рисунке орнаментов. В разные годы на торгах Лондона и Нью-Йорка стоимость этих предметов, предложенных аукционными домами Sotheby’s, Bonhams, Jackson's, Gene Shapiro достигала от 3500 до 12000 USD

klingert-34.png

Еще один образец витражной эмали 1890 года: двуглавые орлы выполнены в прозрачной технике на крышке и донышке круглой коробки. Предмет в 2008 г. продавался а. д. Christie's, с предварительной оценкой 3000–5000 GBP (Лондон, торги Russian Art)

klingert-35.pngklingert-36.pngklingert-37.png

Солонка «Царский трон» такой же традиционный предмет для ювелиров, работающих в русском стиле, как и ковш. Три серебряные с эмалью и золочением солонки были представлены на торгах в Лондоне и Сидар-Фолсе (США), аукционными домами Christie's и Jackson's. Стоимость лотов достигала от 2000 USD до 3000 £

klingert-38.png

Пару миниатюрных подстаканников (1895 г.) с предварительной стоимостью 1800–2200 USD представил а. д. Jackson's (торги в Сидар-Фолс США, 2008 г.) Чай в стакане с подстаканником принято было подавать мужчинам, а дамам — в фарфоровых чашках, что было удобнее и элегантнее для изящных женских ручек. Возможно, необычно меньшего размера и веса подстаканники, как эти, делались специально для дам.

klingert-39.png

Каждый из этих подстаканников 1887 года украшен шестью двуглавыми орлами. Пара, с предварительной оценкой 8000–10000 USD, выставлялась а. д. Sotheby’s (Нью-Йорк, 2012 г.)

klingert-40.png
Подстаканник 1880 года, при оценочной стоимости 4000–5000 USD, выставлялся а. д. Christie's (торги «Русское искусство», Нью-Йорк, 2009 г.)

klingert-41.png
Предварительная стоимость этого подстаканника 1880 года составляла 3000–5000 английских фунтов. Лот выставлялся а. д. Sotheby's на лондонских торгах Russian Works of Art, Faberge and Icons в 2008 г.

Чайная чашка 6 см высотой и блюдце 10,4 см в диаметре, 1893 г.
Чайная чашка 6 см высотой и блюдце 10,4 см в диаметре, 1893 г. Лот продан за 1625 £ в 2008 г. (Лондон, аукцион Christie's)

Эта чашка с блюдцем 1885 года проданы а. д. Jackson's за 4500 USD (торги в Сидар-Фолс 2008 г.)
Эта чашка с блюдцем 1885 года
проданы а. д. Jackson's
за 4500 USD
(торги в Сидар-Фолс 2008 г.)

klingert-44.pngklingert-45.png

Два заварочных чайника 1895 и 1900 годов.

klingert-46.png
Кофейник высотой 140 мм, 1890 г. Перегородчатая эмаль красного, белого и трех оттенков синего цветов. Лот продан а. д. Christie's в 2007 г. на лондонских торгах «Избранное серебро и русские произведения искусства» за 11875 £

Полные сервизы отличной сохранности фабрики Клингерта редки, подобные экспонаты украшают экспозиции кремлевской Оружейной палаты и ГИМ

klingert-47.png

Набор для вина из золоченого серебра с эмалью 1890 года. Лот, с оценочной стоимостью 10000–15000 USD, выставил а. д. Sotheby's (Нью-Йорк, торги Russian Art, 2006 г.)

Сохранившаяся часть чайного или кофейного сервиза 1896–1908 годов

Сохранившаяся часть чайного или кофейного сервиза 1896–1908 годов, реализована за 14900 английских фунтов на лондонских торгах Selected Silver & Russian Works of Art (2007 г.)

klingert-49.pngklingert-50.png

Чайный и чайно-кофейный неполные наборы, полный кофейный сервиз.

klingert-52.pngklingert-53.png

klingert-54.pngklingert-55.png

klingert-56.pngklingert-57.pngklingert-58.png

Примеры серебряных эмалевых портсигаров, выпущенных фабрикой Клингерта с 1880 по 1910 года. Выставлялись на торги аукционными домами Jackson's, Christie's, Bonhams, Hagelstam (Финляндия) на торгах Лондона, Сидар-Фолс (США), Сан-Франциско, Хельсинки. Стоимость лотов достигала от 800 USD до 2500 GBP

Клейма на изделиях Klingert

Из словаря мастеров золотого и серебряного дела А.Н. Иванова, относительно Клингерта:

klingert-60.png

Примеры подписей:

klingert-kleyma-12.png

kleymo-klingert-1.jpgkleymo-klingert-2.jpgkleymo-klingert-3.jpg

Свежие записи

Французские серебряные изделия отличаются высочайшим качеством исполнения и по праву считаются одними из лучших. Узнайте как отличить изделия Франции от изделий других стран.

Пробирная палата Лондона - the Goldsmiths' Company - начала свою деятельность в 1327 году и с этого времени ее не прекращала. Как заявляет сама палата: "Наш офис является тем местом, где клеймение началось"

WMF — аббревиатура, которую дословно можно перевести, как Вютембергская фабрика металлоизделий. Все 160 лет существования предприятию сопутствовал постоянный успех благодаря невероятной предприимчивости, постоянному расширению, внедрению новых стилей, материалов и технологий

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно